Пояснительная записка Программа по литература народов Дагестана для 10 класса разработана на основе основного общего образования и программы по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературам народов Дагестана и утверждена Министром народного образования РД. Составители Магомедов З.А.,Хайбуллаев С.М .,Халилов Х.М. Учебник состоит из четырёх разделов: , литература народов Дагестана средневековой эпохи и первой половины 19 века, литература народов Дагестана новой эпохи, литература народов Дагестана нового времени, литература новейшего времени..Развитие литературы народов Дагестана в 1917-1945 годах. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования. Рабочая программа по дагестанской литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет дагестанская литература. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: • Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к дагестанской литературе и культуре. • Развитие познавательных интересов, творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; • Освоение знаний о дагестанской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях дагестанских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях, литература народов Дагестана новейшего времени. • Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории дагестанской литературы • Умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание. Цель изучения дагестанской литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству дагестанской литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, прозаических произведений, знакомство с биографическими сведениями о дагестанских писателей, слова и историко-революционными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения дагестанской литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного прозаического произведения, национальных поэзий, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, исторического прошлого и современности Страны гор, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать интерес к фольклору. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари. Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Ведущая проблема изучения литературы в 10 классе – взаимосвязь дагестанской многонациальной литературы с расширением жанровой систем, обогащением новыми жанрами и творческим обновлением традиционных жанров лирики с повышением худ, поэзией с плодотворными стихами развитием жанра поэмы, философской лирикой, Большое внимание уделено словарной работе, каждому тексту даны вопросы и задания. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих дагестанских авторов. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения. Содержание курса литературы народов Дагестана в 10 классе Количество часов Всего – 35 часов; в неделю – 1 часа ООО «Издательство НИИ педагогики»,2006 год Распределение учебных часов по разделам • • • • • • • Литература народов Дагестана средневековой эпохи и первой половины 19 века.- 10 часов. Литература народов Дагестана новой эпохи- 5 час Литература народов Дагестана нового времени-5 часа Литература новейшего времени- 9часов Контрольные работы – 3 Развитие речи-1 Повторение и закрепление пройденного материала – 1 РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты изучения учебного курса Ученик научится: демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); Ученик получит возможность научиться: • • • • • • • • • • воссоздать в воображении художественные картины, нарисованные поэтом; анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма); выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; правильно и бегло читать вслух художественные, общественно-политические и литературнокритические тексты; выразительно читать художественные произведения; составлять план собственного устного и письменного высказывания; • составлять устные и письменные сочинения-рассуждения по изученному произведению (в том числе индивидуальную и групповую характеристики героев произведения); • составлять конспект и план (в том числе тезисный) общественно-политических и литературнокритических статей; готовить доклад или реферат на литературную тему (по одному источнику); • • писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанную книгу, просмотренный кинофильм, телепередачу, спектакль. Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 10 КЛАСС ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА 10 класс (35ч) На изучение произведений – 27 ч На развитие письменной речи – 3 ч На беседы по внеклассному чтению – 4 ч Контрольная работа - 1 Литература народов Дагестана средневековой эпохи и первой половины XIX в. (2ч)Жанровое многообразие устной народной поэзии Дагестана и ее исторические корни. Дагестанские мифы и древний эпос. Народные сказания о нартах, КамалилБашире, Минкюллю и другие фольклорные произведения как остаточные явления древних мифов и эпоса. Героический эпос народов Дагестана. Героико-исторические и исторические песни горцев («Песня о разгроме Надир-шаха», «Шарвили», «Парту Патима», «Песня о Муртузали», «Хочбар», «Айгази», «Ахульго», «Сражение в Чохе» и др.). Народная лирика и ее роль в становлении и развитии письменной литературы. Баллады, отражение в них внутреннего мира человека, его переживаний («Давди из Балхара«Юноша из Кумуха и девушка из Азайни» и др.). Переход от мифологии и устно-поэтических форм творчества к индивидуальному творчеству в поэзии и от него к литературе. Появление промежуточной между фольклором и литературой сферы устной литературы, ее расширение за счет переводов восточных дастанов, притч и сказок из «Калилы и Димны», «Тысячи и одной ночи» и других произведений восточной литературы и фольклора. Литература и культура Кавказской Албании. Дагестан в раннефеодальную эпоху. Культурноисторические условия создания письменности и письменной литературы. Средневековая литература на восточных языках (VIII–XIII вв.). Арабские завоевания, распространение ислама в Дагестане. Распространение и расцвет арабоязычной литературы в Дагестане. Исторические хроники («Тарих Дагестан» – XIV в., «Дербенд-намэ» – XIV в.), малые хроники («Ахтынамэ», «Цахур-намэ» и др.). Элементы художественности и легендарность содержания памятников. Переводы их на дагестанские языки. Историко-культурные условия появления аджама – письменности на арабской графической основе – и литератур на родных языках (XVI–XVIII вв.). Устные и письменные формы литературы. Ашугская поэзия и ее историко-культурные и социальные корни. Идейно-художественные особенности ашугской поэзии народов Южного Дагестана (Кюре Мелик, Реджеб из Ихрека, Эмин из Ялцуга, Саид из Кочхюра, Лезги Ахмед, Мирза из Калука). Зарождение прозы на родных языках. Переводы произведений, первоначально созданных на восточных языках (арабском, персидском, турецком, азербайджанском), на языки народов Дагестана. Исторические условия развития культуры в первой половине XIX века. Присоединение Дагестана к России и начало антиколониальной и феодальной борьбы горцев Дагестана и Чечни. Имамат Шамиля. Идеология имамата и проблемы культуры народов Дагестана. Раннее просветительство в Дагестане, его своеобразие. Приоритетное развитие духовной литературы. Деятельность Мухаммеда Яраги, Саида из Аракани, Юсуфа из Аксая, Мирзаали из Ахты, сочинения Д.-М. Шихалиева на русском языке. Развитие арабоязычной литературы. Суфийская поэзия и проза. Эпистолярная литература. Жанры мавлида, проповедей, назиданий, поучений, сатиры, оды, газели, элегии. Развитие литератур на родных языках. Устные и письменные формы поэзии. Межпредметные связи .Му з ы к а. М .Гусейнов . Опера «Шарвили ». Изобразительноеискусство. Ф.Рагимов«Фрагмент боя во время персидского нашествия на Южный Дагестан»,«Арабы у подножия Дербентской крепости «Нарын». ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА НОВОЙ ЭПОХИ (вторая половина XIX – начало ХХвв.) (14(10+2ВЧ+2Р/Р) Дагестан в составе России.(1ч) Общественно-политическая обстановка в крае после падения имамата Шамиля. Проникновениекапиталистических отношений в Дагестан. Ослабление позиций арабоязычной литературы. Просветительское движение в Дагестане: его своеобразие, истоки, национальный характер, цели,этапы. Связь просветительства с арабоязычной культурой и русской (западной) культурой. Появление интеллигенции, ориентированной на русскую культуру. П.К. Услар. Попытки создать алфавит на русской графической основе (кириллице). Художественно-этнографические очерки (А. Омаров, Г.М. Амиров). Новый этап просветительства, связанный с национально-освободительными идеями (М.-Э. Османов, Г. Гузунов, Г. Алкадари, Али-Гаджи из Инхо, Ю.Л. Муркелинский, М. Алибеков и др.). Развитие социальной и лирической поэзии. Демократический характер поэзии. Горские поэтессы (Щаза из Куркли, Анхил Марин, ПатиматКумухская, Стал Саяд). Восстание 1877 года и поэтические отклики на него. Междпредметные связи .История СССР. Присоединение Дагестана к России. ИсторияДагестана. Национально-освободительная борьба народов Дагестана. Изобразительное и Щаза из Куркли. «Одевает иней белый…», «За тьмой ночной приходит свет», «Суди ты меня, не суди» (1ч) Биографические сведения о горской поэтессе. В песнях Щазы раздумья о жизни, печальный опыт пережитого. Афористичность ее стихов. Для дополнительного чтения: Щаза из Куркли. Несколько стихотворений. ПатиматКумухская. Несколько стихотворений. Абдулла Омаров. «Как живут лаки» (в сокращении)(1ч) Очерк жизни и творчества А. Омарова. «Как живут лаки» – историко-этнографический, очерк. Особенность очерков А. Омарова. Их близость к русским этнографическим очеркам, отражение в них событий переломной эпохи, просветительского начала. Показ жизни и быта горского аула, взаимоотношений людей в обществе и семье, игр и развлечений, обычаев и обрядов горцев через детское восприятие. Актуальность очерка. Особенности стиля А. Омарова. Роль очерков А. Омарова в развитии дагестанской прозы. ОмарлаБатырай. «Я ношу в груди огонь…», «Ах, как скомкано тоской…», «Кремневку точит ржа…», «Коротка героя жизнь…», «Будь неладен этот свет…», «Ах, могу ль я песни петь…» ч) Жизнь народов Дагестана в конце XIX – начале XX вв. Осознанное развитие горскими поэтами светской тематики и воспевание свободного человеческого чувства. О. Батырай – выразитель этих тенденций. Жизненный и творческий путь Батырая – выдающегося даргинского поэта. Песни о любви. Драматизм и гиперболизация чувств в лирике Батырая («Я ношу в груди огонь…»). Мастерство поэтического перевоплощения в лирике поэта, умение передать самые тонкие оттенки человеческих чувств («Ах, как скомкано тоской…»). Песни о герое. Эпический образ борца против колониальной политики царизма в поэзии Батырая. Сказочно-фантастические черты образа героя-бунтаря («Кремневку точит ржа…», «Коротка героя жизнь…»). Песни о жизни. Реалистическое осмысление явлений социальной действительности. Тема крестьянских забот в образной системе поэзии Батырая («Будь неладен этот свет…»). Песни о странствиях («Ах, могу ль я песни петь…») как своеобразная энциклопедия жизни горского крестьянства в пореформенный период. Сатирическое обличение Батыраем пороков времени в песнях «Тайком хлеба…», «Ты суп с лапшой…». Национальное своеобразие творчества Батырая. Богатство художественных деталей горской жизни и новых, более гуманных отношений между людьми. Критика социальной действительности и общественно-политическое значение поэзии Батырая. Краткие сведения о даргинской поэзии конца XIX – начала XX веков, связанной с развитием капиталистических отношений, массовым уходом крестьян из родных аулов на отхожие промыслы. Поэзия Сукур Курбана и Мунги Ахмеда. С. Рабаданов. «Батырай». Межпредметные связи . Русская литература. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (образ Г. Добросклонова). История Дагестана. Дагестан в конце XIX – начале XX вв. Письменная работа (2 ч) Ирчи Казак «Дружи с отважным», «Из сибирских писем», «Иные времена», «Рассудка умный не теряет», «Удача» (2ч) Проникновение капитализма на Кавказ. Отражение в поэзии народов Дагестана середины XIX века ломки общественных отношений в приморских равнинных аулах Дагестана. МагомедЭффенди Османов. Обращение к темам и образам кумыкской старины. Первые публикации кумыкского и ногайского фольклора. Ирчи Казак – основоположник кумыкской литературы. Биография поэта. Ранние песни Ирчи Казака, романтическая окрашенность любовной лирики поэта. Дидактические и реалистические тенденции лирики Ирчи Казака («Дружи с отважным», «Каким должен быть мужчина»). Поэтичность сибирского цикла стихотворений. Протест против угнетения и порабощения человека, угнетения одних народов другими («Как я мог предвидеть коварство ханов», «Осень голубая, как марал»). Отражение в стихах процесса разрушения патриархального быта, проникновения в него новых капиталистических отношений («Иные времена», «Письмо Магомед-ЭффендиОсманову»). Обличение социальной несправедливости. Размышления о жизненной позиции поэта. Утверждение активного противодействия злу («Удача», «Рассудка умный не теряет»). Романтические мечты о будущем и идеализация патриархальной старины в поздних стихах Ирчи Казака («Каким должен быть мужчина»). Художественное своеобразие поэзии Ирчи Казака. Близость ранних произведений поэта кгероическим народным песням. Приподнятость поэтического стиля и афористический язык зрелыхстихотворений поэта. Горький сарказм и сатирические черты песен Казака после возвращения изсибирской ссылки. Общественно-политическое значение поэзии Ирчи Казака. Межпредметные связи .Русская литература. М.Ю. Лермонтов «Дума». Изобразительноеискусство. Юнусилау Магомед-Каир Магома. «Портрет Ирчи Казака». «По дороге в Сибирь». Театр. М.-С. Яхьяев. «Ирчи Казак» (спектакль на кумыкском языке). Музыка. Н. Дагиров. Опера «Йырчи Казак». ЕтимЭмин. «В смятенье мир», «Не ведающему о мире», «Восстание 1877 г.», «Я окину взором этот мир», «Слово умирающего Эмина» (4ч) Развитие литературы в Южном Дагестане после Саида из Кочхюра. Первые шаги к сближению с русской культурой. Абас-Кули Бакиханов и его книга Тюлистан-Ирам». Усиление влияния азербайджанской классической поэзии (Вагиф, Видади). Биография ЕтимаЭмина – основоположника лезгинской литературы. Лирика Е. Эмина. «Соловей», «Что к чему подходит». Тема страданий народа в произведениях о личных невзгодах. Идеи протеста против социальных противоречий своего времени и думы о будущем. Общественный и семейный конфликты в стихах-сетованиях Эмина, антиклерикальные мотивы в творчестве Е. Эмина («В смятенье мир», «Кто в этом мире бродит, как слепой», «Не ведающему о мире»). Мир добра и зла в творчестве Е. Эмина («Ах, наша жизнь!»). Положительный идеал в лирике Е. Эмина. («Восстание 1877 г.»). Философская направленность последнего периода творчества Эмина. («Крик помощи», «Я окину взором этот мир», «Слово умирающегоЭмина»). Художественное мастерство Е. Эмина. Особенности рифмовки и строфического построения «гошма». Значение творчества Е. Эмина. Для дополнительного чтения Е. Эмин. «Что к чему подходит», «Крик о помощи». Межпредметные связи .Русская литература. Н.А. Некрасов. Гражданская лирика. Музыка М. Гусейнов. Поэма «Эмин» для камерного оркестра. Письменная работа (2 ч) ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА НОВОГО ВРЕМЕНИ (начало XX века) (5ч(4+1ВЧ) Общая характеристика социально-политической и культурной жизни дагестанских народов в начале ХХ века. (1ч) Особенности литературного процесса. Основные тенденции развития поэзии. Духовная и светская поэзия. Активизация поэзии под влиянием революционных событий. Появление рабочей поэзии, поэзии поэтов-отходников. Эволюция поэзии от просветительского реализма и романтизма к критическому реализму. Зарождение книгоиздательского дела в Дагестане. Основные тенденции развития дагестанской прозы в начале XX в. Устные и письменные формы. Первая русская революция и передовая дагестанская интеллигенция. Революционнодемократические мотивы в поэзии Саида Габиева. Его публицистическая деятельность. Зарождение дагестанской журналистики. «Заря Дагестана». Просветительские тенденции и призыв к равноправию женщин в творчестве НухаяБатырмурзаева («Бедная Габибат», высказывания о русской и дагестанской литературах). Зарождение нового жанра в дагестанской литературе – драматургии (пьесы З. Батырмурзаева, «Лудильщики» Г. Саидова). Межпредметные связи .История Дагестана. Передовая дагестанская интеллигенция в период первой русской революции. Театр. Б. Рамазанов. «Гарун Саидов» (пьеса на лакском языке). Махмуд. «Райский сад не стану славить», «Земной праздник», «Письмо из казармы», «Мариам», «На высокой вершине два влюбленных цветка…» (3ч) Преодоление абстрактности и усиление реалистических черт в аварской поэзии конца XIX – начала XX веков. Укрепление традиций народного творчества. Дальнейшее развитие Тажутдином из Батлаича (Чанка) лирической песни. Творческий путь Чанки. Живые черты аульского быта в его поэзии. Элементы его творчества, предвосхищавшие Махмуда. Махмуд – классик аварской песни. Биография Махмуда из Кахаб-Росо. Развитие Махмудом утверждающегося в горах в конце XIX века отношения к лирической песне как оружию борьбы против патриархально-шариатской старины («Райский сад не стану славить», «Земной праздник»). Песни о любимой Махмуда («Измена подруги», «О моей любимой», «Письмо из казармы»). Отражение в них жизненной правды. Протест против ханжества в проявлении человеческих чувств. Карпатский период жизни Махмуда, участие в первой мировой войне. «Мариам». Лиризм поэмы. Национальные истоки поэтической формы «Мариам». Новаторство Махмуда. Идейно-художественное содержание поэмы и общечеловеческое значение ее образов. Нравственные идеалы Махмуда. Лирический герой Махмуда о жизни и войне. Мир природы и внутренний мир человека в поэзии Махмуда («На высокой вершине два влюбленных цветка…», «Вспомню вершину и запах лесной…»). Философское богатство и художественное совершенство лирики Махмуда. Романтические черты его поэзии. Творческое развитие художественных приемов народной лирики. Роль Махмуда в формировании аварского литературного языка. Межпредметные связи .Изобразительное искусство. Х.-Б. Оскар-Сарыджа. Памятник Махмуду в Унцукуле, надгробие Махмуду на родине поэта. Г. Темирханов. Картина «Махмуд в сакле». X. Курбанов. «Портрет Махмуда». И.А. Хумаев. Иллюстрации к поэме Махмуда «Мариам». Театр. Трагедия М. Абасила «Махмуд» (на аварском языке), музыка Ш. Чалаева. ЛИТЕРАТУРА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА в 1917–1945 гг. (12ч(10+1ВЧ+1Р/Р) Революционный 1917 год как водораздел в истории литературы народов Дагестана. Свобода слова и печати. Появление газет различных политических направлений. Борьба за установление советской власти в Дагестане. Отражение событий гражданской войны в литературе. Роль публицистики, агитационной, политической лирики. Общественно-политическая обстановка в Дагестане в 20–30-е годы.(1ч.) Судьба арабоязычной литературы после установления советской власти. Реформирование аджама, создание нового алфавита в 1928 г. На латинской графической основе. Замена латиницы на кириллицу в 1938 г. Создание дагестанской ассоциации пролетарских писателей. Бригады советских писателей в Дагестане. I съезд писателей Дагестана и СССР (в 1934 г.). Первые народные поэты Дагестана (С. Стальский, Г. Цадаса, А. Магомедов) Организаторская, переводческая и издательская деятельность Э. Капиева. Обострение литературной борьбы в 30-е годы.(1ч) Утверждение принципов социалистического реализма в дагестанской литературе. Значение этого факта для судеб литературы: ограничение ее возможностей, идейно-эстетическая унификация. Обстановка периода культа личности Сталина: репрессии против представителей духовенства, деятелей литературы и искусства (А. Тахо-Годи, Р. Нуров, С. Габиев, Т.-Б. Бейбулатов, И.-Х. Курбаналиев, Б. Астемиров, М. Чаринов, Г. Гаджибеков, А. Джафаров, М.-Г. Гаджиев (Чукундалав), Б. Абдулин, Б. Малачиханов и др.). Причины и последствия репрессий. Их особая пагубность для молодых литератур. Великая Отечественная война. Дагестанские писатели на фронте и в тылу. Мобилизующая роль их произведений и публичных выступлений (Г. Цадаса, А. Гафуров, Э. Капиев, Р. Динмагомаев, Т. Хурюгский). Непосредственное участие дагестанских писателей в боевых операциях. Для дополнительного чтения Г. Цадаса. «Песня сестер». А.Гафуров. «Возвращение с войны». А.-В. Сулейманов. «Друзьям». Межпредметные связи .Изобразительное искусство. Х. Курбанов. «Вспоминают». Сулейман Стальский. «Соловей», «Судьи», «Гневные строки», «Дагестан» (3ч) Начало поэтической деятельности С. Стальского. «Соловей» – тема поэта и назначения поэзии. Обличение тунеядства, бюрократизма, эксплуататорства, бесправия в стихах «Старшина», «Судьи», «Богачи-чиновники» и др. Творчество периода революции и гражданской войны («На свержение царя», «Умри, проклятый старый мир», «Гневные строки»). Творчество С. Стальского в период с 1920 по 1937 годы. Основные темы произведений поэта («Старому миру», «Не обидно ль?», «От глупости лекарства нет», «Дагестан», «Ребята»). Прославление труда в жизни человека, завет поэта не лениться, дерзать, постигать знания, помнить, что судьба отечества в руках поколения образованного и умеющего трудиться. Значение творчества С. Стальского в развитии дагестанской литературы. С. Стальский в оценке критики. Гамзат Цадаса. «Стихи о харчевне», «Рассказ о Хучбаре и Мухаме», «Маленькой Пати», «Что такое Москва по сравнению с нашим аулом», «Сказание о чабане» ( 3ч) Жизненный и творческий путь Г. Цадасы. Раннее творчество поэта («Стихи о харчевне», «Дибир и хомяк»). Художественное своеобразие произведений. Сборник «Метла адатов». Борьба против пережитков («Рассказ о Хочбаре и Мухаме», «Чохто», «Что такое Москва по сравнению с нашим аулом»). Идейно-художественное своеобразие сатиры Г. Цадасы, ее связь с дореволюционной сатирой поэта и новаторские черты. Реалистическая направленность поэзии Г. Цадасы. Стихи и публицистика Г. Цадасы в период Великой Отечественной войны. Усиление драматизма и лиризма его поэзии. Прославление величия морального духа советского человека («Песня жены фронтовика», «Маленькой Пати»). Политические и философские мотивы в его стихах («Победа фашистов в Италии», «Мои уроки»). Сборники стихов «За родину», «К мести». Публицистика Г. Цадасы. Его работа в газете «Дагестан – своим фронтовикам». Поездки в прифронтовую полосу с Абуталибом Гафуровым и ТагиромХурюгским. Г. Цадаса – баснописец («Мечтатель-пастух»). Адресаты сатирического осмеяния поэта: государственная власть, власть духовная, пороки человеческие. Сказки для детей. Г. Цадаса – драматург. Художественные особенности его драматических произведений. Новые темы в поэзии Цадасы в послевоенные годы: борьба за мир (цикл стихов «Мир сильнее войны»), прославление тружеников сел. Поэма «Сказание о чабане». Философские мотивы в творчестве Г. Цадасы. Проблематика, образы и художественные особенности поэмы. Роль творчества Г. Цадасы в развитии аварской и дагестанской литературы. Г. Цадаса в оценке критики. Для дополнительного чтения 1ч Г. Цадаса. «Пушкину», «Чохто». Теория 9итера туры . Развитие понятия о композиции литературного произведения. Поэтические средства художественной выразительности. Межпредметные связи . Изобразительное искусство. Х.-Б. Аскар-Сарыджа. Бюст Г. Цадасы. М.А. Джемал. «Портрет Г. Цадасы», «Портрет Г. Цадасы в бурке». А.И. Августович. «Портрет Г. Цадасы». М.-К.М. Юнусилау. Оформление первого сборника Г. Цадасы «Метла адатов». Кино. «Тропою Гамзата Цадасы». Письменная работа (2 ч) Алим-Паша Салаватов. «Айгази» (2ч) Дагестанская драматургия. Театральное движение 20–30-х годов. Создание первых национальных театров. Утверждение в драматургии патриотических и интернационалистических идей. Краткая биография А.-П. Салаватова. Раннее творчество Салаватова. Общность его произведений со стихами 3. Батырмурзаева и Б. Астемирова и отличительные признаки. А.-П. Салаватов – драматург, основоположник дагестанской героической драмы. Драма «Айгази». Представители народа – главные действующие лица пьесы. Образ Айгази – олицетворение характера народа. Женские образы драмы. Смешение в произведении черт восточной сказки и дагестанской жизни. Связь с фольклором кумыков. Абуталиб Гафуров. «Марш героев», «Я познал», «Солдат гор» (отрывок), «Абуталиб сказал…» (2 ч) А. Гафуров – известный дагестанские поэт. Жизненный и творческий путь («Автобиография», «Так началась моя жизнь» и др). Скитания на чужбине. Ранние произведения – стихи народной скорби. Первый сборник стихов «Новый мир» и его художественные особенности. ЭффендиКапиев. «Поэт» («От автора», «Разговор о поэзии»), «Фронтовые записи» (2ч) Э. Капиев – прозаик, поэт, переводчик, литературный критик, фольклорист, родоначальник русскоязычной дагестанской поэзии и прозы. Жизненный путь писателя. Детство и юность. Капиев – учитель. Начало литературной деятельности. Собирание литературных сил Дагестана. Первый съезд дагестанских писателей. Сборник «Резьба по камню». Особенности переводческого мастерства Э. Капиева – соединение горской народной лирики и оригинального творчества. Связь с русскими писателями Н. Тихоновым, П. Павленко, В. Луговским. Знакомство и творческое содружество с Сулейманом Стальским. Книга новелл «Поэт». Э. Капиев об идее и композиции книги («От автора»). Связь с фольклором. История создания образа Сулеймана. С. Стальский – прототип капиевского героя. Искусство портрета, детали («Разговор о поэзии»). «Поэт» Э. Капиева в оценке критики и литературоведения. Капиев как корреспондент военных газет. «Записные книжки», «Фронтовые очерки». Новеллистический характер очерков. «Фронтовые записи» Э. Капиева. Их правдивость, точность, гуманизм, патриотизм. Образ автораповествователя во «Фронтовых записях». Капиев о значении русского языка. Значение традиций Э. Капиева для современной дагестанской прозы. Для дополнительного чтения 1ч Э. Капиев. «Записные книжки», «Поэт» («Страда», «Народ»). Н. Капиева. «Жизнь, прожитая набело» (в сокращении). Аткай. «Улица ЭффендиКапиева». Теория 10итера туры . Понятие об очерке, художественном переводе. Межпредметные связи .Искусство. А. Августович. «Портрет Э. Капиева». Н. Лаков. «ЭффендиКапиев», Музыка. Ш. Чалаев. Опера «Читая дневники «Поэта Письменная работа (1 ч )