Аннотация к рабочей программе по литературе 5 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Совхозная
средняя общеобразовательная школа»
п.Школьный, Кизлярского района, РД.
«Рассмотрено на заседании
МО»
Протокол № 1
Аракчеева Р.В.
_________________________
«___» __________ 2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
Гасанова Ф.А.
_________________________
«___»__________ 2021г.

«Утверждаю»
Директор МКОУ «Совхозная
СОШ»
Магомедгаджиев М.Г.
______________________
Приказ от__________№______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Литература
Класс: 5
Уровень - базовый
Всего часов на изучение программы 102 часа
Количество часов в неделю 3
Срок реализации данной программы: 1 год
Программа разработана на основе: «Рабочих программ. Литература. Предметная линия
учебников В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и других. 5-9 классы.
учебник: (ФГОС) Литература. 5 класс. Учеб.для общеобразовательный учреждений в 2
ч.(В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин)
– М.: Просвещение, 2015 г.

Учитель русского языка и литературы
Аракчеева Римма Владимировна

2021- 2022 учебный год
1

I.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе разработана на основании следующих нормативных
документов:
1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательногостандарта основного общего образования».
2. Примерной программы по литературе основного общего образования. М.: Просвещение,
2011.
3. Авторской программы по литературе к предметной линии учебников В.Я. Коровиной,
В.П. Журавлева, В.И. Коровина и других.
4. Учебного плана МКОУ –«Совхозная средняя общеобразовательная школа» на 2021 –
2022учебный год.
Обоснованием выбора авторской программы является соответствие содержания
программы, целей и задач обучения требованиям федерального государственного
образовательного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития,
обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы,
которые определены стандартом. Изменения, внесённые в авторскую программу, не затрагивают
изучаемые дидактические единицы (содержание предмета) и распределение количества часов на
изучаемые разделы, а также порядок изучения материала.Программа детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы,
которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий, используемых в
обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов
контроля знаний, умений и навыков.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего
образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для
школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и
уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность
программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического
явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития
личности.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
•
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием,
чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы,
их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся
на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью
историзма;
•
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
•
овладение
возможными
алгоритмами
постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного
текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями
(формулировать цели деятельности, планировать ее,
осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных
источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
2

В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования
универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и
развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
литературы, которые определены стандартом.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития
русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о
логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся
произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется
обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления
изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения
(раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историколитературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению
литературного материала.
Теоретико-литературные понятия предложены в программе в аннотации к предлагаемым
для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных
произведений.
Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы,
закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования
необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного,
беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию
умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в
общении с миром художественной литературы.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности
с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная
литература. В основу курса школьной литературы положены принципы связи искусства с
жизнью, единства формы и содержания, а также историзма, традиций новаторства. Задачей курса
является осмысление историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений,
усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и
анализировать художественные произведения, овладение богатейшими выразительными
средствами русского литературного языка.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно
связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников
обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.
Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися
эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой
единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это
искусство.
Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни,
художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной
картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность,
многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество
воспринимающего.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо
как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации,
диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями
совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к
духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической
литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и
обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями
словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и
многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала
3

многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи
слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально),
но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с
философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием»,
«человековедением» «учебником жизни».
Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического,
исторически-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе
предлагается изучение линейного курса на историко- литературной основе (древнерусская
литература - литература XVIII в. - литература первой половины XIX в.), которое продолжается в
10-11 классах (литература второй половины XIX в. - литература XX в. - современная литература).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом,
дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся,
но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно
воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с
писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой,
является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует
постановке таких его приоритетных целей, как:
- воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и
внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного
духовного опыта в общественной практике;
формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности
человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее
творческих способностей;
- формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в
обществе и в мире, активной жизненной позиции;
воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а
также уважения к истории и традициям других народов;
развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности,
стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены
в произведениях отечественной классики;
приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков,
необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида
искусства.

Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений
Российской Федерации (ФГОС ООО, вариант № 1) предусматривает обязательное изучение
литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе - 105
ч, в 6 классе - 105 ч, в 7 классе - 70 ч, в 8 классе - 70 ч, в 9 классе - 105 ч.
Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает
инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12%
времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и
формируется авторами рабочих программ.
Данная программа рассчитана на 102 часа и предназначена для реализации в 20212022учебном году в 5 классе МКОУ«Совхозная СОШ»

4

5

Формы организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Основная форма организации учебного процесса – урок. Возможна модификация традиционного
урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут,
литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс. В планировании учебного
материала, а также в зависимости от цели урока используются следующие формы проведения урока:
• уроки-лекции
• уроки-собеседования
• урок-практическая работа
• уроки-соревнования
• уроки с групповыми формами
работы
• уроки взаимообученияобучающихся
• уроки творчества, мастерские
• уроки, которые ведут обучающиеся
• уроки-зачеты
• уроки-творческие отчеты
• уроки-конкурсы
• уроки-игры
• уроки-диалоги
• телешкола
• уроки-семинары
• уроки-концерты
• уроки-презентации проектов
• «Зеленая лампа»
• урок изучения нового материала
• урок закрепления знаний, умений и
навыков
• комбинированный урок
• урок-беседа
• повторительно-обобщающий урок
• урок-исследование
• урок-практикум
• урок развития речи.

6

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных
впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения
работать с ними.
Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через
чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые,
развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии),
проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационнокоммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации,
технология мастерских на уроках русского языка и литературы, и другие.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость
«ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы
знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных
способностей». Проблема достижения всеми обучающимися обязательного минимума
решается использованием технологии уровневой дифференциации обучения.
Уровневая дифференциация выражается в том, что обучаясь по одной программе и
учебникам, обучающиеся могут усваивать материал на различных уровнях.
Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. На его основе
формируются более высокие уровни овладения материалом.
Широкое использование современных технологий обучения, таких как
социокультурно-адаптивная, здоровьесберегающая, технология обучения в
сотрудничестве, ИКТ и проектная методика, игровые технологии, позволяют
интенсифицировать процесс обучения и сделать его более увлекательным и
эффективным.
Программа
также
предусматривает
другие
варианты
дидактикотехнологического обеспечения учебного процесса: таблицы, раздаточный материал,
материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания,
видеофильмы, литературоведческие справочники и словари.

Реализация межпредметных связей на уроках литературы
Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским
языком, историей, обществознанием, учебным курсом «Искусство» без чего
невозможно системное освоение основ наук.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с
русским языком. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями
школьного образования глубинной связью коммуникативной и эстетической функции
слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует
внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка
невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение
литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической
грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его
речевой культуры. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для
всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его
функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обеих
дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики,
7

литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и
литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература
формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой
деятельности, мышления.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла
(музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой),
формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и
художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки
произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка,
живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература
обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью
человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память
учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и
формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему
окружающему миру.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного
общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде;
- осознанно беглое чтение, использование различных видов чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать
мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст,
таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернетресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками
контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих
интересов и возможностей.
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к
уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного
и личностно- ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и
практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в
повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире,
значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу,
который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах
деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и
сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно
читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные
высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы
8

о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за
рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

II. Требования к уровню подготовки обучающихся по
предмету
Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
• Формирование Российской гражданской идентичности. Осознанное,

•

уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;

•

•
•
•

•

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию);
Формирование ответственного отношения к учению; уважительного
отношения к труду.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
o анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
o идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
o выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
o формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
o обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;

9

•

•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

•

•

•
•
•
•
•
•

•
•

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик
продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
10

•
•
•

•

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления),
эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное,
по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
o подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
o
o
o
o
o

o
o
o
o
o
o

o

o

•
•
•
•

свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных
ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной
и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы
представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

11

•

•
•
•

•
•

•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие
другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов
поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
o определять возможные роли в совместной деятельности;
o играть определенную роль в совместной деятельности;

12

o

o
o
o

o
o
o
o
o
o

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

•

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии
с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;

13

•

•
•

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты обучения

•

•

•

•

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и
интеллектуального удовлетворения;
восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа
(отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей
смыслы, важные для человечества в целом);
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения,
воплощающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
определять тему и основную мысль произведения;
владеть различными видами пересказа;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи
между ними;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как
инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления
плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе,
литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или
самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или
публицистическую тему, для организации дискуссии;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
14

•
•
•

•

•

•
•
•
•
•

•
•

•

•
•
•
•
•

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к
произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой
поиска в Интернете.
Устное народное творчество
Ученик научится:
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным
образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого
общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других
искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования
представлений о русском национальном характере;
видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин,
видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;
учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и
письменных высказываниях;
выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок
устного рассказывания;
пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных
сказок художественные приёмы;
выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять
жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами,
явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом
русского и своего народов);
рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой
выбор;
сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные
линии;
сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и
сказание), определять черты национального характера;
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Русская литература XVIII-XX вв. Зарубежная литература. Современная
литература
Ученик научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его

15

смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле
читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения
художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного
чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней
отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные
ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и
вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера
в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других
искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами
её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,
аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами
других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других
искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно
(или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая
аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и
оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского
характера, реферат, проект).
Для учеников 5 класса характерен I уровень сформированности читательской
культуры.
I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературнохудожественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так
называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне
осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному
миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное
непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и
глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно
характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного
произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где?
Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к
событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются;
способность к обобщениям проявляется слабо.
Виды деятельноссти, позволяющие диагностировать возможности читателей I уровня:
16

акцентно-смысловое чтение;
воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной
форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с
инструкцией);
• формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них
(устные, письменные).
Типы диагностических заданий, позволяющие диагностировать возможности
читателей I уровня:
• прочтите следующий фрагмент;
• определите, какие события в произведении являются центральными;
• определите, где и когда происходят описываемые события;
• опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте
слова героя;
• выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для
вас места;
• ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
• определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся
детали и т. п.
•
•

III. Содержание учебного предмета
В программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9.Зарубежная литература.
10.Обзоры.
11.Сведения по теории и истории литературы.
12.Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного
образования.Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и
творчества писателя.Материалы по теории и истории литературы представлены в
каждом разделе программы

5 класс
Введение (1ч.)
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное
завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул,
форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор,
наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (10ч.)
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа
фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное
в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки,
приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
17

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие
представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые
(анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ
невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость
собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная
готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные
Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских
невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги,
Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается.
Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами.
Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка
героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван —
крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.
Нравственное
превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности
сюжета.
«Журавль и цапля»,«Солдатская шинель» — народные представления о
справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений).
Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы.
Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы (2ч.)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской
литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская
книжность на Руси. (Обзор.)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрокакиевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои
старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Из литературы XVIII века (2ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и
годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт,
художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме.
Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы
(начальные представления).
Из литературы XIX века (42 ч.)
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские
баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце (детство, начало
литературной деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор).
Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк
на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция
автора.

18

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен
(индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные
представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало
творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной
сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы
учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти,
скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» —
собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с
русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками
братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке.
Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри.
Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной.
Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над
злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской
сказки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочноусловное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке.
Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек – Горбунок». (Для внеклассного чтения)
Соединение сказочных и фантастических ситуаций, художественного вымысла с
реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта,
народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин.«AttaltaPrinceps».Героическое и обыденное в
сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления).
Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие
сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало
литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).
Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами
рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.
Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений),
метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы
учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного,
комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения) Поэтические картины народной
жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение
конфликта темных и светлых сил.
19

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие
представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало
литературной деятельности).
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в
потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный
нос»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских
детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни
крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало
литературной деятельности).
«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и
нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим,
великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста
крепостных крестьян.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой
(начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина
весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало
литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и
Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная
близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало
литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор
ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...»,
«Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин.
«Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3.
Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение
наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального
состояния, настроения.
Из литературы XX века (28ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало
литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное
родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и
сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как
поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и
начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их
общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города.
20

Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и
сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание —
- основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция
литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я
покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое
изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный
исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало
литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность,
добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному
мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ
и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб»,
«Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках
Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я.
Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа
добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности
пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления).
Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало
литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с
природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла,
смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие
окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие
представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало
литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание,
находчивость в экстремальной ситуацииI
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения
(начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой
Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский.
«Рассказ танкиста».
Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой
Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д.
Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение
поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного
мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ

21

России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических
стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты
литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы (15 ч.)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер
героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными
обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и
художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце
Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и
др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней.
Победа добра, любви и дружбы.
Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая
характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы,
находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях
с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое
сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать
пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость,
мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в
труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом
изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья…»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения
«Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино»
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252