Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Совхозная
средняя общеобразовательная школа»
п.Школьный, Кизлярского района, РД.
«Рассмотрено на заседании
МО»
Протокол № 1
Аракчеева Р.В.
_________________________
«___» __________ 2021г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
Гасанова Ф.А.
_________________________
«___»__________ 2021г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Совхозная
СОШ»
Магомедгаджиев М.Г.
______________________
Приказ от__________№______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Литература
Класс: 10
Уровень - базовый
Всего часов на изучение программы 102 часа
Количество часов в неделю 3
Срок реализации данной программы: 1 год
Учитель русского языка и литературы
Аракчеева Римма Владимировна
Раздел1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература» разработана на основе следующих
документов:
Данная рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе требований
Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС); примерной (авторской)
программы по литературе для 10-11 классов под редакцией В.П. Журавлёва, Ю.В. Лебедева.- М.:
Просвещение, 2019.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Литература.10 класс. Учеб.для
общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. / Ю.В. Лебедев.- 8-е изд., перераб. –
М.: Просвещение, 2020.
Рабочая программа по литературе ориентирована на учащихся 10-х классов. Уровень изучения
предмета - базовый.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по
предмету «Литература» является освоение содержания предмета «Литература» и достижение
обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС
СОО.
На основании требований Государственного образовательного стандарта предполагается
реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,
деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
•
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением
базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
•
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух
художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
•
учиться устному пересказу (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица,
художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному
владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
•
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике
героя;
•
научиться отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способам свободного
владения письменной речью;
•
научиться анализу художественного произведения;
•
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса литературы в 10 кл.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры
двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента
как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и
подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более)
основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или
развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную
выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности,
эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует
формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя
(например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или
трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония,
сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать
небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное
восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к
литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные
обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и
т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных
законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями
гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых
произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в
общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 10 КЛАСС
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В РЛ 19 ВЕКА.(2ч). Исторические причины
особого развития русской классической литературы. Своеобразие становления реализма в РЛ.
Национальное своеобразие русского реализма. Эволюция русского реализма.
Теория. Реализм как литературное направление. Русский реализм. Художественная форма.
Рр. Индивидуальное сообщение «Реализм как худ. направление.»
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА. (3 ч.)
Расстановка общественных сил в 1860 годы.
Теория. Направления в русской критике второй половине 19 века. Лит.-критическая статья.
Мемуары, лит. Мемуары, мемуаристика.
Рр. Объяснение признаков мемуарного стиля. Определение стиля текста. Указание стилевых
признаков.
Пр.д-ть. Дискуссия в форме свободного обсуждения или дебатов.
Иван Сергеевич Тургенев (9 ч).
Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева. Этапы биографии и творчества
И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Повести «Муму» и «Постоялый двор» как
творческая лаборатория автора. Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и
дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с
Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его
родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его
одиночества. Базаров перед лицом смерти. Острота и искренность отклика писателя на
появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или
конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые
последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в
романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция
портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг
романа.
Роман «Дым». Общественный подъем 1870 годов. Роман «Новь». Последние годы жизни
Тургенева.
Теория. Прототип литературного героя. Нигилизм и образ нигилиста. Конфликт в романе.
Психологизм. Эпилог романа.
Литературоведческий практикум. Анализ эпизодов романа.
Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Написание сочинения на предложенные
темы. Написание сообщения и реферата.
Пр.д-ть. Историко-культурный комментарий к сценам споров Базарова с Павлом Петровичем
(дискуссия).
Николай Гаврилович Чернышевский. 4 ч
Гражданская казнь Чернышевского. Этапы биографии и творчества Н.Г. Чернышевского.
Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что
делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди.
Новые люди. «Особенный человек».
Теория. Жанр утопии. Антиэстетизм романа. Прием иносказания и аллегории. Внутренний
монолог героя. Фабула романа.
Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.
Рр. Выборочный пересказ на тему «История Веры Павловны.»
Пр.д-ть. Презентация основных этапов жизни и творчества Чернышевского. Интерпретация
четырех снов Веры. (диспут)
Иван Александрович Гончаров. 9ч
Своеобразие художественного таланта Гончарова. Основные этапы жизни и творчества. Роман
«Обыкновенная история». Цикл очерков «Фрегат «Паллада».Роман «Обломов». История
создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в
романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль
второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и
их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы
выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы
(Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное
мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.
Роман «Обрыв» в оценке русской критики.
Теория. Очерк. Портрет, речь, предыстория героя романа. Интерьер. Художественные детали.
Антитеза романа. Антипод героя. «Обломовщина».
Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.
Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Стилистический анализ фрагмента.
Написание сочинения. Написание реферата.
Пр.д-ть. Презентация биографии Гончарова. Фрагменты очерков «Фрегат
«Паллада»»(выразит.чтение с комментариями). Просмотр эпизодов фильма Н.С. Михалкова
«Несколько дней из жизни И.И.Обломова», обсуждение.
Александр Николаевич Островский 9 ч
Художественный мир драматурга. Этапы биографии и творчества. Драма «Гроза». Идейнохудожественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная
трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих
чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль
религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и
символика пьесы. «Бесприданница». Анализ пьесы «Бесприданница». Лариса и ее трагическая
судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации.
Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные
постановки пьес Островского.
Теория. Действующее лицо пьесы. Реплики и монологи. Второстепенные персонажи пьесы.
Развитие любовного сюжета. Конфликт драмы. Композиция драмы: экспозиция, завязка,
кульминация, развязка действия.
Литературный практикум. Сопоставление героев пьесы «Гроза».
Рр. Подготовка сообщения об участии Островского в этнографической экспедиции по задания
Морского ведомства. Составление тезисного плана критич. статьи. Подготовка сообщения о
порядках города Калинова. Выразительное чтение отрывков пьесы наизусть. Написание
реферата. Написание сочинения.
Федор Иванович Тютчев. 4ч
Малая родина Тютчева. Тютчев и поколение «любомудров». Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то,
что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…»,
«Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные
селенья…», «Последняя любовь», « День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэтфилософ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины.
Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое
богатство стиха.
Рр. Подготовка сообщения о литер.судьбе Тютчева. Выразительное чтение наизусть стих-й
Тютчева. Лексико-фразеологический анализ стихотворения «Фонтан». Написание сочинения.
Реферат.
Пр.д-ть. Презентация о малой родине Тютчева. Коллективный проект.
Николай Алексеевич Некрасов. 6 ч
О народных истоках мироощущения Некрасова. Детство и отрочество Некрасова.
«Петербургские мытарства». Встреча с В.Г. Белинским. Основные темы и идеи в творчестве Н.А.
Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…»,
«Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам
говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам
войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества.
Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм
изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская
поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его
близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие,
фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие
как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни
России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди
холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы
помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее
«бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.
Теория. Поэтическая декларация. Литературная преемственность и новаторство. Комплексный
анализ стихотворения. Сатира и пародия.
Рр. Подготовка сообщения на тему «Некрасов и Достоевский». Чтение наизусть стих-й
Некрасова. Сообщения на предложенные темы. Написание сочинений.
Литерат.практикум. Сопоставление стихотворений Некрасова и стих-ями других поэтов.
Характеристика эпизодов поэмы.
Пр.д.ть. Презентация о творчестве поэта. Коллективный проект.
Афанасий Афанасьевич Фет. 4 ч
Русский дворянин А. Шеншин. А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое
дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря
прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в передаче
человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений
человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.
Метафоричность лирики Фета.
Теория. Образец антологической лирики. Метафоричность лирики. Музыкальность лирики и
звукопись, ассоциативные связи. Звуковая организация текста.
Рр. Подготовка сообщений о творческой истории сборника «Вечерние огни». Конспектирование
критич.статьи. Написание сочинения. Реферат.
Лит.практикум. Анализ стихотворений.
Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Фета. Урок-концерт.
Алексей Константинович Толстой. 4 ч
Жизненный путь А.К. Толстого. Лирика А.К. Толстого. Баллады и былины А.К. Толстого.
Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис».
Сатирические произведения А.К. Толстого. «Бесстрашный сказатель правды».
Теория. Мотив исторической памяти. Былинные образы в сатирических целях. Историческая
баллада. Литературная маска. Драматическая трилогия. Прием стилизации.
Рр. Сообщение о литературной маске. Написание сочинения и реферата.
Лит.практикум. Анализ стих-й.
Пр.д-ть. Презентация о творческом пути А.К. Толстого. Коллективный проект «Универсальный
талант».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. 4ч
Мастер сатиры. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Вятский плен.
«Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества.
«История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев
произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и
«глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного
города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина
(гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола). «Общественный» роман «Господа Головлевы».
Теория. Сатира и юмор. Сатира и антиутопия. Архаизмы. Пародия. Гротеск. Фантастика.
Рр. Подготовка сообщения о годах службы Салтыкова-Щедрина в должности вице-губернатора.
Написание отзыва. Комплексный анализ эпизода. Написание сочинения.
Лит.практикум. Характеристика героев.
Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве писателя. Дискуссия.
Страницы истории западноевропейского романа 19 века. 6 ч
Фредерик Стендаль «Красное и белое». Оноре де Бальзак «Человеческая комедия». Роман
«Евгения Гранде». Роман « Отец Горио». Чарльз Диккенс. Рождественские повести. Роман
«Домби и сын».
Теория. Новелла. Роман. Система образов. Соц.-психологический тип героя. Повесть. Святочный
рассказ.
Рр. Сообщение о жанре святочного рассказа. Сообщение-обзор об английской литературе 19
века.
Лит.практикум. Анализ произведений.
Пр.д-ть. Презентация о судьбе книг Стендаля в России 19 века. Презентация о жизни и
творчестве Бальзака.
Федор Михайлович Достоевский. 9 ч
Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского.
«Бедные люди». Кружок Петрашевского. Сибирь и каторга. «Почвенничество Достоевского».
Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди
униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея
Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения
Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и
Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий
Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.
Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое
чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке».
«Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем.
Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и
смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.
Роман «Подросток». Роман «Братья Карамазовы».
Теория. Психологический роман. Философский роман. Социальный роман. Полифонизм романа.
Герой и его внутренний мир. Психологизм. Интерьер. Кульминация.
Рр. Подготовка сообщения о кружке Петрашевского. Сообщение о книге «Записки из Мертвого
дома». Рецензия на кинофильм «Преступление и наказание». Написание сочинения. Реферат.
Лит.практикум. Анализ эпизодов. Анализ героев романа.
Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве писателя. Коллективный проект.
Лев Николаевич Толстой 12 ч
Родовое гнездо. Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. Трилогия Толстого.
«Севастопольские рассказы». «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.
Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы.
Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А.
Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в романе и
нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года –
Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный
центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона.
Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев.
«Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических
событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно
замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные
особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в
раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья
Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона
Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев
(«диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя.
Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и
внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в современном мире.
«Анна Каренина».Религиозно-эстетические взгляды Толстого. «Воскресение». Уход и смерть.
Теория. Эпос. Роман-эпопея. Путь искания героя. Герой и толпа. «Диалектика души»
«Мысль народная» в романе –эпопее.
Рр. Сообщение о трилогии Толстого. Сообщение об участии Толстого в войне.
Конспектирование крит.статей. Написание сочинения.
Лит.практикум. Комментированное чтение фрагмента трилогии. Анализ эпизодов романа.
Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Толстого. Историко- литературная справка о
событиях войны .
Николай Семенович Лесков 4 ч
Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир
произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского
характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер
изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность
сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Леди Макбет Мценского уезда».
«Соборяне». «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов
духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героевправдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной
манеры сказа.
Теория. Сказ. Сказовое повествование. Повесть-хроника. Композиция хроники. Герой хроники.
Рр. Сообщения о сказе Лескова «Левша». Составление сложного плана. Подготовка сообщения.
Написание сочинения. Реферат.
Лит.практикум. Анализ эпизодов жизни главного героя.
Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Лескова.
Страницы зарубежной литературы конец 19 – начало 20 вв. 2 ч.
Обзорная лекция по творчеству Генрик Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де Мопассан.
«Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их
неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ
героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических
драм. «Пигмалион».
Теория. Пьеса. Конфликт. Сюжет. Новелла. «Драма идей».
Рр. Сообщение о полит. И театральной деятельности Ибсена. Выразительное чтение фрагментов.
Сообщение о театрализации пьес Б.Шоу. Реферат.
Лит.практикум. Анализ героев пьесы. Анализ новелл.
Пр.д-ть. Презентации о биографиях писателей.
Антон Павлович Чехов. 10 ч
А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Повесть «Степь». Тема гибели души в рассказе
«Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности
человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм»,
философская глубина, лаконизм повествования.
Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу.
Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени
в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое
усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования – основа конфликта
пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс).
Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия
Чехова для мировой литературы и театра.
Теория. Комедия. Система персонажей. Символический смысл образа. Подтекст.
Рр. Сообщения о жизни и творчестве Чехова. Критический отзыв о пьесе. Написание сочинения.
Реферат.
Лит.практикум. Анализ произведений.
Пр.д-ть. Презентация о семье Чехова.
О мировом значении русской литературы. 1 ч
Утверждение в русской литературе идеи нового человека и новой человечности. Широта связей
русского героя с миром. Поиски русскими писателями второй половины 19 века «мировой
гармонии». Уроки русской классической литературы.
Теория. Русская классическая литература.
Рр. Подготовка научных сообщений.
Лит.практикум. Анализ статьи учебника.
Пр.д-ть. Коллективный проект.
Раздел 4. Тематический план 10 класс
№ раздела
и тем
Наименование
разделов и тем
Кол-во
часов
1
СТАНОВЛЕНИЕ И
РАЗВИТИЕ
РЕАЛИЗМА В РЛ 19
ВЕКА.
2ч
2
РУССКАЯ
ЛИТЕРАТУРНАЯ
КРИТИКА ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЫ 19
ВЕКА.
3ч
3
Иван Сергеевич
Тургенев
9ч
4
Николай Гаврилович
Чернышевский.
4ч
5
Иван Александрович
Гончаров.
9ч
Контрольные
работы
(в
соответствии
со спецификой
предмета,
курса)
Тест 1 ч.
Соч. 2 ч.
Тест.1 ч.
Соч. 2 ч.
Практическая
часть
(в
соответствии
со спецификой
предмета,
курса)
Александр
Николаевич
Островский
9ч
7
Федор Иванович
Тютчев.
4ч
Соч.1 ч.
8
Николай Алексеевич
Некрасов.
6ч
Тест.1 ч.
9
Афанасий
Афанасьевич Фет.
4ч
Соч.1 ч.
10
Алексей
Константинович
Толстой.
4ч
Соч.1 ч.
11
Михаил Евграфович
Салтыков-Щедрин.
4ч
Соч. 2 ч
12
Страницы истории
западноевропейского
романа 19 века.
6ч
13
Федор Михайлович
Достоевский.
9ч
Лев Николаевич
Толстой
12 ч
15
Николай Семенович
Лесков
4ч
16
Страницы зарубежной 2 ч
литературы конец 19
– начало 20 вв.
17
Антон Павлович
Чехов.
9ч
Мировое значение
русской литературы.
2ч
6
14
18
Тест.1 ч.
Соч. 2 ч
Соч. 2 ч
Тест.1 ч.
Соч. 2 ч
Тест.1 ч.
Соч. 1 ч
Соч.1 ч.
Тест.1 ч.
Соч. 2 ч
Тест.1 ч.