Аннтотация к рабочей программе по родному (русскому) языку и родной (русской) литературе 10 класс

Пояснительная записка
к рабочей программе по родному русскому языку 10 класса
1. Рабочая программа по родному русскому языку 10 класса составлена на
основании следующих нормативно-правовых документов:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции);
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (в действующей редакции);
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (в
действующей редакции);
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.12.2018г. №03-510
«О направлении информации» (рекомендации по применению норм законодательства в
части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков
народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской
Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе
русского как родного),
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» с изменениями и дополнениями;
• Основная образовательная программа ФГОС МКОУ «Совхозная СОШ»
2. Рабочая программа по родному русскому языку предназначена для обучения
учащихся 10 класса общеобразовательных школ (базовый уровень ) и составлена на основе
материалов Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, рабочей программы к предметной линии учебников И.В.Гусаровой«Русский
язык 10-11 класс: базовый и углублённый уровень»(автор Л.В.Бугрова:М.: Вентана-Граф,
2017).

Программа предмета «Родной язык (русский)» основывается на следующих
принципах построения:
• соотнесённость содержания программы с содержанием базового курса русского
языка;
• концентрический способ построения программы;
• вариативность (модульный принцип построения программы);

•
•

практико-ориентированная направленность;
принцип преемственности.

3. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации на изучение русского языка на базовом уровне в 10 и 11 классах
отводит 68 часов (34 учебные недели). В 10 – 11 классах выделяется по 34 часа (из расчёта
по 1 час в неделю).
4. Программа учебного предмета «Родной русский язык» разработана для
функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций,
реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как
родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах
Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, заданных
соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же
время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная
литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела,
характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных
регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке
как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; формирование познавательного
интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к
родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию
родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации
родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов
России; овладение культурой межнационального общения;
• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разныхсферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его
нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях
общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых
единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной
семантикой; о русском речевом этикете;
• совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

•

развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического
опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности
в приобретении знаний.

5) Итоговый контроль осуществляется в начале, середине и конце учебного года. Текущий
контроль осуществляется проверкой письменных и электронных работ вариативного
характера, выполнением тестов по повторенному материалу.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Планируемыеличностные результаты:
• российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
• уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
• воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
• ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
• приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Планируемые метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится
• самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
• оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
• выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится
• искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты:
Выпускник научится
• использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
• использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
• создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады,
сочинения);
• выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
• подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
• правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений
при построении текста;
• сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста;
• использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
• анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
• извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
• преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
• выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
• соблюдать культуру публичной речи;
• соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
• оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
• использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
• анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
• комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать
и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной
и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочникидля расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).

Раздел 2.Содержание учебного предмета, курса.
Язык. Общие сведения о языке.
Основные разделы науки о языке
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Активные процессы в русском языке на современном этапе.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Проблемы экологии языка.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение,аудирование, говорение,
письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой
сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных
ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.

Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Информационная переработка текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический.Коммуникативная целесообразность,
уместность, точность, ясность, выразительность речи.
Культура видов речевой деятельности — чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Культура научного и делового общения (устная и
письменная формы).
Культура разговорной речи.Языковая норма и её функции. Основные виды
языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические,
грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского
литературного
языка.
Орфографические
нормы,
пунктуационные
нормы.
Совершенствование
орфографических
и
пунктуационных
умений
и
навыков.Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры
речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность
использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использование.

№ п/п
1
2
3
4
5
4
5
6
7

Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы (см. табл.).
Тема
Кол-во
КР
часов
Введение. Русский язык и общество.
1
Повторение. Текст.
6
1
Лексическое значение слова.
2
Языковая норма.
6
Трудные случаи орфографии.
8
1
Трудные случаи пунктуации.
6
Типы речи.
1
Изобразительно-выразительные средства языка.
2
Итоговые уроки. Повторение.
3
1
Всего
34
3
Планируемые результаты освоения предмета "Родная (русская) литература"
1. Личностные результаты:
•

Выпускник научится: проявлять готовность к самообразованию.

•

Выпускник получит возможность научиться: развивать эстетическое сознание через
освоение художественного наследия народов России и мира через творческую
деятельность эстетического характера.

2. Метапредметные результаты:
Выпускник научится:
•

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;

•

дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;

•

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно
оценивать их;

•

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;

•

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других
искусств;

•

сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;

•

понимать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к ней;

•

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,
инициативу, ответственность, причины неудач;

•

определять гуманистические, демократические и традиционные ценности
многонационального российского общества;

•

определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;

•

осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности
семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи; основам
прогнозирования;

•

отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой
социализированной и внутренней речи. проводить аналогии между изучаемым
материалом и собственным опытом;

•

использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая
концептуальные) для решения учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться: произвольно и осознанно владеть общими
приемами решения учебных задач.
3. Предметные результаты:
Выпускник научится
•

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

•

понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте
(явлении);

•

обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

•

подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения
(например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены;
подлежащее, сказуемое);

•

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в
зависимости от конкретных условий;

•

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;

•

в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей; прилагать
волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;

•

устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между
членами группы для принятия эффективных совместных решений;

•

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

•

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

•

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;

•

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания;

•

адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций,
отбирать произведения для чтения;

•

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;

•

определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы;

•

выбирать произведения для самостоятельного чтения;

•

владеть основными способами обработки информации и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:
•

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и
на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

•

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями;

•

анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

•

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера;

•

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других
искусствах;

•

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;

•

дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;

•

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат).

Основной целью изучения курса является подготовка к выполнению тестовых заданий о
литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста
сочинений – с другой.

Данный курс достигает цели, сформулированной в Стандарте образования по предмету
«Литература».
Задачи:
•

систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их
актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;

•

формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение
в диапазоне допустимых интерпретаций;

•

дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого
текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их
творческих способностей;

•

обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;

•

содействие в области профессионального самоопределения.

Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с учащимися. Прежде
всего, это работа по анализу художественного текста. Учитель должен направить свою
деятельность на подготовку вопросов по анализу текста, на руководство самостоятельной
учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т.е. преподавателем выбираются
методы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности учащихся.

Формы и приемы работы учащихся могут быть следующими: составление развернутого
плана-конспекта как основы мини-сочинения; работа со специальными словарями в поисках
теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам
литературы.
Основной дидактической единицей на практических занятиях данного курса должен стать
литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.
Содержание учебного предмета «Родная литература»

Содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические блоки,
обусловленные историей России, ее культурой и традициями:
•

Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человекдеятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности:
детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести;
личность и мир, личность и Высшие начала).

•

Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные
отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни
человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).

•

Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность
человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм;
интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства;
законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).

•

Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и
покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная
цивилизация, ее проблемы и вызовы).

•

Личность – история – современность (время природное и историческое; роль
личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в

культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в
настоящем и в проектах будущего).
Данные тематические блоки определяются, исходя из современного состояния отечественной
культуры, нацелены на формирование восприятия русской литературы как
саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об основных
произведениях отечественной литературы, их общественной и культурно-исторической
значимости.
10 класс
Проблемно-тематический блок «Личность»:

И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего человека».
Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». Судьба и облик главного героя романа – Аркадия
Макаровича Долгорукого.
Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:

А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь»).
Своеобразие конфликта и система образов в комедии.
И.С.Тургенев. «Первая любовь». Душевные переживания юного героя. Неразрешимое
столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьего быта.
А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Семейные и родственные отношения в
комедии.
Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе.
А.П. Чехов. Рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья», драма «Три сестры».
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека; поколения и традиции.

Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:
И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.
Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений Тургенева и
Чернышевского: столкновение двух мировоззрений.
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека.

Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:

И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт
характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. Контакты
разных слоев русского населения Сибири с местными жителями. «Русский» путь
цивилизации края, его отличие от европейского.
В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору общества в
рассказе.

Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:

Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. Влияние
христианских заповедей на становление характера героя рассказа.
Г.И. Успенский. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пятница».
Рассуждения о смысле существования человечества.

Тематическое планирование
(34 часа)
№

Количество

Тема урока

п/п

часов

1

Блок «Личность»

5 ч.

2

Блок «Личность и семья»

14 ч.

3

Блок «Личность – общество – государство»

6 ч.

4

Блок «Личность – природа – цивилизация»

3 ч.

5

Блок «Личность – история – современность»

6 ч.
Итого

34 ч.

Календарно-тематическое планирование
(34 часа)
№
п/п

Количество

Тема урока

часов

«Личность» - 5ч.
1.

Тема «лишнего человека» в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет
Щигровского уезда».

1

2.

Приём самоиронии в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского
уезда».

1

3.

Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». История создания.
Прототипы героев романа.

1

4.

Становление личности главного героя романа – Аркадия Макаровича
1
Долгорукого.

5.

Макар Долгорукий как символ понимания народной правды и идеи
нравственного «благообразия» в романе.
«Личность и семья» - 14ч.

1

6.

А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» ( «За чем
пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и система
образов в комедии.

1

7.

Образ МишенькиБальзаминова в комедии.

1

8.

И.С.Тургенев. «Первая любовь». История создания. Автобиографизм
1
повести.

9.

Душевные переживания юного героя повести. Неразрешимое
столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.

1

10.

М.Е. Салтыков-Щедрин. "Господа Головлевы" как роман-хроника
помещичьей семьи.

1

11.

Образ Иудушки Головлёва в романе

1

12.

Инсценировки и экранизации романа Салтыкова-Щедрина в русском
1
театре и кинематографе

13.

А.В.Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Драматические
обстоятельства в судьбе автора в период написания комедии.

1

14.

Семейные и родственные отношения в комедии «Свадьба
Кречинского».

1

15.

Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и
обществе.

1

16.

История жизни Ивана Ильича - «история самая простая и
обыкновенная и самая ужасная».

1

17.

Герасим в повести как образ, продолжающий галерею толстовских
персонажей из народа.

1

18.

Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе
А.П. Чехова (рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья»).

1

19.

А.П. Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура
повседневности в драме.

1

«Личность – общество – государство» - 6ч.
20.

И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в
1
романе.

21.

Образ главного героя романа. Отзывы в критике.

22.

Особенности композиции, индивидуальный авторский язык в романе. 1

23.

Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История
отношений Тургенева и Чернышевского: столкновение двух
мировоззрений.

1

24.

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной
среды на личность человека.

1

25.

Специфика композиции произведения «Гуттаперчевый мальчик».

1

1

«Личность – природа – цивилизация» - 3ч.
26.

И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты).
Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов
Сибири, их нравственной чистоты.

1

27.

«Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского в
очерках «Фрегат «Паллада».

1

28.

Отражение сущности современного автору общества в рассказе
В.М.Гаршина «Красный цветок».

1

«Личность – история – современность» - 6ч.
29.

Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный
русский тип.

1

30.

Влияние христианских заповедей на становление характера героя
рассказа.

1

31.

Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе «Выпрямила».

1

32.

Рассказ Г.И. Успенского «Пятница»

1

33-34

Зачёт «Основные проблемы и темы художественной и
публицистической литературы XIX века»

2
Итого 34 ч.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной (русской) литературе
Классы

10 А, Б
Учитель:
Левицкая Елена Анатольевна
Количество часов
всего - 35 часов
в неделю - 1 час
Плановых сочинений – 2
Учебная программа (автор): разработана в соответствии с Федеральным
законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
п.3.6
ст.28,
требованиями
Государственного
образовательного стандарта общего (среднего) образования, на
основе рабочей программы В. А. Чалмаева, С. А. Зинина, В. И.
Сахарова../ к учебнику В. А. Чалмаева, С. А. Зинина, В. И. Сахарова,
Литература 10 класс
Учебно-методический
комплекс
(автор,
издательство,
год издания): Учебник: «Литература». Учебник для 10 класса
общеобразовательных организаций. В двух частях. Авторы: С.А.
Зинин, В.И. Сахаров.
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в
соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» п.3.6 ст.28, требованиями

Государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
на основе рабочей программы В. А. Чалмаева, С. А. Зинина, В. И. Сахарова../
к учебнику В. А. Чалмаева, С. А. Зинина, В. И. Сахарова, литература 10 классы
– Москва: Русское слово, 2018г.
Учебный предмет «Родная (русская) литература» изучается в 10 классе 1 час в неделю (35 часов в год).
1. Планируемые результаты
освоения учебного курса «Родная (русская) литература»
Личностные результаты должны отражать:
- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего
практике сегодняшнего дня;
- осознание себя представителями своего народа и гражданами
Российского государства;
- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты должны отражать:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать
материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
выделять причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность,
оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты должны отражать:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Русская литература XIX века (1 час)
Введение. «Прекрасное начало» (К истории русской литературы XIX века)
М.Р. Державин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков (1 час)
Поэтические предшественники А.С. Пушкина.
А.С. Пушкин (1 час)
«Погасло дневное светило», «Элегия», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
М.Ю. Лермонтов (1 час)
«Как часто пестрою толпою окружен..»
Н.В. Гоголь (2 часа)
«Петербургские повести», «Нос»
Литература и журналистика 50-80-х гг. ХIХ века. (2 часа)
А.Н. Островский (3 часа)
«Гроза»
И.А. Гончаров (1 часа)

«Обломов» в русской критике (Добролюбов, Дружинин, Писарев о романе и его герое)
И.С. Тургенев (3 часа)
«Отцы и дети», «Стихотворения в прозе»
Н.Г. Чернышевский (1 час)
«Что делать?»
Ф.И. Тютчев (1 час)
«He то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно
мы любим...», а также три стихотворения по выбору.
А.А. Фет (2 часа)
Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь», а также три стихотворения по
выбору.
Н.А. Некрасов (4 часа)
Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и Гражданин», Поэма
«Кому на Руси жить хорошо»
М.Е. Салтыков – Щедрин (4 часа)
«История одного города» (Обзор), «Ворон-челобитчик»
Ф.М. Достоевский (3 часа)
Роман «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой (4 часа)
Роман-эпопея «Война и мир»
А.П. Чехов (1 час)
«Ионыч»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252