Раздел 1. Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой. Данная программа рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности, способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся. Преподавание ведется по учебнику: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2018 г. Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 2 часа в неделю вместо 1 часа, предусмотренного программой Н.Г.Гольцовой. Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А в 10 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессиональнотрудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Изучение русского языка в 10 классе направлено на достижение следующих целей: • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования; • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения; • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения. На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2004 г. в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; • овладение способами познавательной деятельности, информационнокоммуникативной и рефлексивной; • освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Содержание обучения русскому языку на отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями. Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения. решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Раздел 2. Планируемые результаты Личностные: - принятие и освоение социальной роли обучающегося; - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей; - освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение прав и свобод человека; - осмысление социально-нравственного, способность к определению своей позиции по отношению к литературному герою; Регулятивные: - определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; - организация своего рабочего места под руководством учителя; - определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Познавательные: - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - ориентировка в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; - формулирование ответов на вопросы учителя; - нахождение нужной информации в учебнике; - подробное пересказывание прочитанного или прослушанного. Коммуникативные: - готовность слушать собеседника и вести диалог; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; - осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации: а) участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; б) отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; в) соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; Метапредметные: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.; - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Предметные: 1. представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества; 2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования; 3. владение всеми видами речевой деятельности Выпускник на базовом уровне научится: –использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; –использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; –создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); –выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; –подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; –правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; –создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста; – сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; – использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); – анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; – извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; – преобразовывать текст в другие виды передачи информации; – выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; – соблюдать культуру публичной речи; – соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; – оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; – использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: –распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; –анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; –комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); –отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; –использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; –иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; –выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; –дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; –проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; –сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; –владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; –создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; –соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; –соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; –соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; –осуществлять речевой самоконтроль; –совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; –использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; –оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 часов) Введение (1 час) Слово о русском языке. Лексика. Фразеология. (6 часов) Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексический анализ текста с решением тестовых задач. Фонетика. Графика. (1 час.) Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями Морфемика и словообразование. Состав слова (5 часов) Состав слова. Система морфем русского языка. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования Словообразовательный разбор слова. Формообразование Орфография (12 часов) Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание чередующихся гласных в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких, глухих и двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре-при-. Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса. Морфология (33 часа) Имя существительное (2 часа) Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных. Имя прилагательное (6 часов) Имя прилагательное как часть речи. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных и существительных. Имя числительное (1 час) Имя числительное как часть речи. Правописание и употребление числительных. Местоимение (2 часа) Местоимение как часть речи.. Правописание местоимений. Глагол и его формы (7 часов) Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола. Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Деепричастие как глагольная форма. Наречие (3часа) Наречие как часть речи. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Слова категории состояния. Служебные части речи (12часов) Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи. Предлог. Правописание производных предлогов. Союз. Правописание союзов. Частицы. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Развитие речи (10 часов) Лингвистический анализ текста. Текст как речевое произведение Смысловая и композиционная целостность текста. Текстоведческий анализ Анализ синтаксических структур художественного текста Содержательно-композиционный анализ текста. Средства связи предложений в тексте. Сочинение – рассуждение о книге. Культура речи.