Аннотация к рабочей программе по русскому языку 6 класс

Данная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 6 класса составлена
на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень) 6
класс, подготовленной Т.А. Ладыженской, М.Т.Барановым, Л.А. Тростенцовой /Рабочие
программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.
Тростенцовой и других. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011,
Рабочая программа представляет собою описание планируемых образовательных
результатов освоения основной образовательной программы, содержание учебного
предмета и тематический поурочный план с определениемосновных видов учебной
деятельности.
В разделе "Планируемые образовательные результаты" определено, что русский язык как
учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и
метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
В разделе "Содержание учебного предмета" отражена система контроля, представленная
на основе рекомендаций к организации учебного процесса в целом и к изучению
конкретных разделов и тем ( Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия
учебников Т.А. Ладыженской, МТ. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы.
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение», 2011)
Указанное методическое пособие подготовлено к переработанному под ФГОС учебнику
русского языка для 6 класса под ред. М.Т. Баранова и др. (Русский язык. 6 класс. Учеб.
Для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [ М.Т. Баранов и др.] -2-изд. –М. :
Просвещение, 2020)
В разделе "Тематический поурочный план" показано место курса ""Русский язык" в
базисном учебном (образовательном) плане, где обязательное изучение русского языка на
этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в 6 классе
в объеме 210 часов (планирование рассчитано на 6 часоврусского языка в неделю)
Данная рабочая программа целенаправленно и эффективно используется и реализуется
учителем русского языка и литературы для подготовки и проведения уроков русского
языка в 6 классе.
Целью рабочей программы учебного предмета «Русский язык» является организация и
проведение занятий, направленных на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа обеспечивается линией учебно-методического комплекта по русскому
языку для 6 класса под редакцией Т.А. Ладыженской и др,

Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов составлена с использованием
материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования и Примерной программы по русскому (родному) языку для основной
школы .
Русский язык — язык русского народа. Он служит ему средством:
- общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и
художественно-словесном творчестве);
-хранения и передачи информации;
-связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Русский язык — один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря,
словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми
возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.
На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое
значение.
Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В Российской
Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского
человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить
преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного
общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить
эффективность каждого урока.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым
чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего
свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как
явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения
морально-этических норм, принятых в обществе;
• овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности
в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и
универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной
деятельности, самообразования;
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её
функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального
словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств,
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений
стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой
культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях
общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому
самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
• совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к
сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить
содержательные компромиссы
Новизна данной программы заключается в переходе от репродуктивных форм учебной
деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, в усилении
аналитического компонента учебной деятельности, в формировании коммуникативной
культуры учащихся и развитии умений работать с различными типами информации и её
источниками. Решить указанные задачи помогают как традиционные средства обучения,
так и современные информационно-коммуникативные средства обучения, которые
обеспечивают познавательную деятельность современного школьника.
Назначение программы:

- для обучающихся 6 класса образовательная программа обеспечивает реализацию их
права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных
услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МКОУ «Совхозная СОШ» программа определяет
приоритеты в содержании русского языка для обучающихся 6 класса и способствует
интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МКОУ «Совхозная СОШ» программа является основанием для
определения качества реализации учебного курса русского языка для обучающихся 6
класса.
Общая характеристика учебного предмета
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу
школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё
включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных
разновидностях — территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
• отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики,
лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и
стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в
жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на
основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование
коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского
литературного языка;
• сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий
пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень
орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны
овладеть учащиеся.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей
нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных
целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который
обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях
общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели
коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и
способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть
готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического
мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка
предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения,
аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях,
составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского
литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения

словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим
значением и стилевой принадлежностью.
Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу
по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех обеспечен в том
случае, если учитель, принимая во внимание особенности местного говора, будет
систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к
сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения её соответствия
литературным нормам.
Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но
особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на
уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из
важнейших требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть
незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и
пользоваться словарями-справочниками.
Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над
синонимией словосочетаний направление в развитии речи учащихся — формирование
умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие и
предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления
языковых единиц.
Третье связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым
оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных
упражнений и при подготовке изложений и сочи нений. Она включает формирование и
совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основ
ную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал,
правильно отбирать языковые средства.
На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи
учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными
видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.
Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся —
предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения.
Занятиям повыразитель ному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием
речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова,
различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и
понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает
логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был
прочитан монотонно, невыразительно.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе
овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном
явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых
знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых
явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений
о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов,
фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций;
совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения
пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по
овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует
особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования
орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по
составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения,
умение устанавливать связи слов в предложении и т. д.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся
при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического,
морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов
разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора
орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование
навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные
правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли
иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на
практике.
Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет
систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми
написаниями. Запоминание требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной
тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приёмы: тематическое
объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами
словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с
ними гнёзд однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к
этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование
словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений способствуют прочному усвоен ию
словаря-минимума, необходимого для грамотного человека.
Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при
изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем
самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Для работы
по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного
для изучения предмета.
Особую важность приобретает контроль учителя за классными и домашними работами
учащихся. Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании
обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления
дальнейшей работы учителя по формированию и коррекции умений и навыков
школьников.
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде
имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Постепенно переходя от
справочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и
справочникам, учитель вырабатывает у учащихся привычку обращаться к этим пособиям
в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения,
образования формы, раскрытия значения.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы
выражения национальной куль туры, понимание взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого
этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с
национально-культурным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий
предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной,
языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла
отражение в структуре программы.
Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим
образом: в 5, 6 и 7 классах изучаю тся фонетика и графика, лексика и фразеология,
морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс
синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах. Однако первоначальные
сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Это
позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми
навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в
8—9 классах.
Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. В
соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два
этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя
прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах, сведения по стилистике и речеведению
— в 5, 6 и 9 классах.
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке. Эти уроки дают
учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают
эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному
его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в
разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского
языка в 9 классе.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в
ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе
выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1—4
классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью
правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном
обучения. В остальных классах содержание работы на уроках повторения не
регламентируется. Учитель использует их, учитывая конкретные условия преподавания.
Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение
сведений, полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается
повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый
уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи — пятая часть всего
учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи —
речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются
среди грамматического материала. Это обеспечивает равномерность обучения речи,
условия для его организации.
В конце программы каждого класса в специальном разделе перечислены основные умения
и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи. В
программе указан годовой объём учебного времени по каждому классу, а также
распределение количества часов по темам программы. Преподаватель, учитывая
значимость материала для формирования навыков грамотной письменной и устной речи, а
также подготовленность учащихся и условия работы с данным классом, в указанное
распределение может вносить свои коррективы.

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся
общеобразовательной школы. Учитель должен реализовать её выполнение. Вместе с тем
ему предоставляется право по своему усмотрению использовать пятую часть времени, не
ослабляя, однако, изучение базовых знаний и работу по формированию умений и навыков.
Для этого преподаватель располагает следующими возможностями: давать учащимся
сходные и сложные темы обобщённо (в виде блоков); по-своему использовать материал
повторения пройденного; увеличивать (за счёт повторения пройденного в сильных
классах) количество работ по развитию связной речи.
Разные коллективы учащихся по-разному подготовлены к восприятию нового. Учитывая
реальный объём знаний школьников и уровень владения умениями, а также значимость
материала для их формирования, учитель сам распределяет время на программные темы
того или иного класса.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане, 6 класс (210ч)
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных
учреждений РФ на изучение предмета «Русский язык» в 6 классе отводится 210 часов (из
них 210 часов за счет части, формируемой участниками образовательного процесса).
Рабочая программа предусматривает обучение русскому языку в объёме 6 часов в неделю
в течение 1 учебного года на базовом уровне.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается
применением следующих педагогических технологий обучения:
- проблемное обучение;
-технология использования в обучении игровых методов (ролевых, деловых) ;
-обучение к сотрудничеству (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационная технология;
- здоровьесберегающие технологии.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного
учреждения в устной и письменной формах (контрольные работы и уроки развития речи).
Формой контроля, предусмотренной курсом, является контрольный диктант, изложение и
сочинение.

Раздел 2. Планируемые образовательные результаты
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной
программы ООО.
Личностные результаты
- удержание и повышение учебной мотивации младших подростков за счет организации
учебного сотрудничества с младшими школьниками;
- стремление и способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и
умений;
- умение вступать в разновозрастное сотрудничество, как с младшими школьниками, так и
со старшими подростками: уважительное отношение к младшим и умение слушать и
слышать, вступать в коммуникацию со старшими подростками;
- умение осуществлять замысел будущей деятельности (проекта);

- отсутствие подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных,
учебных, мотивационных);
- умение работать в позиции «взрослого» («учителя»): удержание точки зрения
незнающего, помощь младшему школьнику занять новую точку зрения; организация для
содержательной учебной работы группы младших школьников;
- понимание и учет в своей деятельности интеллектуальной и эмоциональной позиции
другого человека.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Учащийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать учебные задачи как шаги
достижения поставленной цели деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
Учащийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных
и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Учащийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения.
Учащийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Учащийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других учащихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Учащийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Учащийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот
Смысловое чтение. Учащийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Учащийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
Учащийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Учащийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Учащийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Учащийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

Предметные результаты.
Речь и речевое общение.
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения
Выпусникполучит возможность научится:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект,
реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную
позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность. Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание
аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную
мысль, логику изложения учебно-научного, художественного аудиотекстов, распознавать
в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, художественного аудиотекстов в форме плана,
тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Чтение
Выпускник научится:
понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и
воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме
ученического изложения (подробного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и
письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового
способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать
отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научится:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в
прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности.
Говорение
Выпускник научится:
создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного
характера) на актуальные социально-культурные, нравст-венно-этические, бытовые,
учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием
других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в
соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации
учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной
деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на
определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически
корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного
общения.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на
социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о
событии);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (под-робно, сжато) в
форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические
и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически
корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научится:
• составлять тезисы выступления, конспекты;
• писать рефераты.
Текст
Выпускник научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки
зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту
как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде
плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с
учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научится:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты ( реферат, тезисы,
конспект, участие в беседе, дискуссии), с учётом внеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых
средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
•владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные,
официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические
особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств,
типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного),
официально-делового стилей, разговорной речи (сообщение, доклад как жанры научного
стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ,
беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (
сообщение, доклад как жанры научного стиля; расписка, доверенность, заявление как
жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи;
тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие
разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и
языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными
сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научится:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, тексты
художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических,
морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров ( реферат, тезисы,
конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные
темы; готовить выступление, принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой
сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы,
истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к
ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной,
развлекательной, убеждающей речью.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного
языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников;
использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научится:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпичес-ких словарей и
справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования
Выпускник получит возможность научится:
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи
и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и
этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического
значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова
(метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём
синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную
информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научится:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в художественной
речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового
словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,
фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных;
использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части
речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного
русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных
видах анализа.
Выпускник получит возможность научится:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и
оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том
числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского
литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в
собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах
анализа.

Выпускник получит возможность научится:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и
оценивать их;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения
требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме
содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с
помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников;
использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научится:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и
справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и
повседневной жизни.
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и
повседневной жизни.
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научится:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа
— носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных
народов России и мира.

Раздел 3. Содержание тем учебного курса.
Распределение учебных часов по разделам программы
Содержание
Вводный урок. Русский язык – один из развитых
языков мира.
Повторение изученного в 5 классе.
Лексика и фразеология. Культура речи.
Словообразование. Орфография. Культура речи.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Имя числительное.
Местоимение.
Глагол.
Повторение и систематизация изученного в 6
классе.
ИТОГО

Кол-во
часов
1

Кол-во
Развитие
контрольных
речи
0
0

16
18
37
118
27
29
17
19
26
14

1
1
2
5
1
1
1
1
1
1

3
4
7
15
3
3
1
1
5
2

204

10

29

Русский язык - один из развитых языков мира (1 ч)
Повторение пройденного в 5 классе (16ч)
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи (18ч)
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова.
Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически
окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические
обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные
фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово,
относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими
словарями.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ
исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи. (37 ч)
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем
(морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный,
бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов,
аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния
сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-.
Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные.
Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в
прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация
материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное (27 ч)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая
роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после
шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя,
правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать
прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода
(например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное,
пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное (29ч)
I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения
прилагательных;
образование
степеней
сравнения.
Словообразование
имен
прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах
прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и
дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать
правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение
суффиксов в именах прилага- тельных (уменьшительно-ласкательное и неполноты
качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание
предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с
описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное (17)
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в
предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и
составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях;
буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание
числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях
порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять
числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного
числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ
исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение (19ч)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды
местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го
лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в
неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки
кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в
отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом
предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как
средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности
данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол (26 ч)
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное
наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении.
Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные
глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную
форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ
исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с
включением части готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (14 ч)
Сочинение на выбранную тему.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252