МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА » С.ШКОЛЬНОЕ КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «Рассмотрено» На заседании ШМО Протокол № 1 от 30.08 .2021 Руководитель ШМО _____________Андреев С.В. «Согласовано» Зам. директора по УВР __________ Гасанова Ф.А ._ 30.08 .2021 «Утверждено» Директор МКОУ «Совхозная СОШ» __________ МагомедгаджиевМ.Г. Приказ №1\1 от 01.09. 2021 Рабочая программа учебного курса по ОБЖ классы - 10- 11 Всего часов- 69 10 класс-35 часов 11 класс-34 часа В неделю -1 час в каждом классе Программа рассчитана на УМК под общей редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова; М:. «Просвещение» 2014 г» Учебник ОБЖ 10-11 класс Составил преподаватель-организатор ОБЖ: Аскеров Н.Г. 2021-2022 учебный год 1 I.Пояснительная записка Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов составлена на основе :Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, примерной основной образовательной программы среднего общего образования по ОБЖ: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).- 2016.Авторская программа «Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 10-11 классы. Под редакцией А.Т. Смирнова» Просвещение, 2016. Рабочая программа ориентирована на использование учебника 10 класс:Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват .организаций / А.Т.Смирнов,Б.О. Хренников/Под ред.А.Т.Смирнова;-3-е издание. , М.: Просвещение, 2016. 11 класс:Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват .организаций /Базовый уровень/ А.Т.Смирнов,Б.О. Хренников/Под ред.А.Т.Смирнова;-5-е издание. , М.: Просвещение, 2017. Информация о недельном и годовом количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа Класс Количество учебных недель Недельное количество часов Годовое количество часов 10 35 1 35 11 34 1 34 Итого:69 Программой предусмотрено проведение практической части: 10 класс 11 класс Итоговая работаза I полугодие 1час (тест) 1час (тест) Промежуточная аттестация 1час (тест) 1час (тест) ИТОГО 2 2 2 II.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. Личностные результаты: • сформированность целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основных приоритетах национальной безопасности (национальной обороне, государственной и общественной безопасности); • выбор направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учётом индивидуальных возможностей и потребностей; • сформированность современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства; • осознание терроризма и экстремизма как социальных явлений, представляющих серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности; • сформированность нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской идеологии; • сформированность потребностей в соблюдении норм и правил здорового образа жизни; • выработка устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков; • сформированность убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработки умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях; • морально-психологическая и физическая подготовленность к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условиях; • воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и её Вооружённым Силам; • воспитание потребности в правовой подготовке и освоение основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан; • уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области гражданской обороны. Метапредметныерезультаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются сформированностью у учащихся современной системы взглядов: • на события и явления, происходящие в современном мире в природной, техногенной и социальной сферах обитания, и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; 3 • на состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства в Российской Федерации от внешних и внутренних угроз. Метапредметные результаты: • умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и национальной безопасности России; • умение характеризовать основные направления перехода Российской Федерации к новой государственной политике в области национальной безопасности; • поиск в различных информационных источниках и самостоятельный отбор информации о наиболее характерных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, имевших место за последнее время в стране. Анализ причин их возникновения и последствий; систематизация рекомендаций населению по правилам безопасного поведения для минимизации последствий различных чрезвычайных ситуаций; • умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозуличности, обществу, государству и национальной безопасности России; • умение логически обоснованно доказывать следующие положения: — любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания; — террористическая деятельность бесцельна; — наказание за любую террористическую деятельность наступает неизбежно; • умение обосновывать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия; • умение подбирать из различных информационных источников убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека, а также умение отстаивать свою точку зрения по этому вопросу при общении в кругу сверстников; • умение характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе и логично обосновывать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и демографическую безопасность в государстве; • умение логично обосновывать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях; • умение осмысливать и понимать основные стратегические цели совершенствования национальной обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в целях осуществления стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны; • умение характеризовать роль и место Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны; • умение доступно излагать содержание основ законодательства Российской Федерации об обороне государства, воинской обязанности и военной службе граждан Российской Федерации; 4 • умение обосновывать необходимость обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для успешного выполнения ими конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Предметные результаты освоения основ безопасности жизнедеятельности отражают: • формирование устойчивого интереса и потребности к получению знаний, способствующих безопасному образу жизни; • осознание культуры безопасности жизнедеятельности, в том числе экологической культуры, как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средства, повышающего защищённость личности, общества и государства от отрицательных последствий влияния человеческого фактора и от внешних и внутренних угроз; • формирование гражданской патриотической позиции, направленной на повышение мотивации к военной службе в современных условиях; • понимание роли государства, российского законодательства и государственных служб в защите населения от внешних и внутренних угроз; • формирование личной гражданской позиции негативного отношения к идеологии экстремизма, терроризма, а также к асоциальному поведению и другим действиям противоправного характера; • ориентацию на здоровый образ жизни и здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни; • знание распространённых опасных ситуаций природного, техногенного и социального характера; • понимание необходимости негативного отношения к наркомании, алкоголизму, токсикомании и необходимости исключения из своей жизни вредных привычек (курения, употребления алкоголя и др.); • знание основных мер и правил поведения и защиты в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе в области гражданской обороны; • умение оказывать первую помощь пострадавшим; • знание основ обороны государства (законодательных актов об обороне государства и воинской обязанности граждан); • умение применять полученные знания на практике, действовать с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; • умение проектировать модели личного безопасного поведения; • владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим, включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике, а также первой помощи при травмах, отравлениях и различных видах поражений. 5 III.Содержание учебного предмета 10 класс Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (16 ч) Раздел 1. Основы комплексной безопасности (7 ч) Тема №1 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (4 ч) Автономное пребывание человека в природной среде. Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде. Обеспечение личной безопасности на дорогах. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Тема №2 Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций(2 ч) Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные их последствия.Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера Тема №3 Современный комплекс проблем безопасности военного характера (1 ч) Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона.Характер современных войн и вооружённых конфликтов Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (1 ч) Тема № 4 Нормативно-правовая база и организационные основы по защитенаселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (1 ч) Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской 6 Федерации (8 ч) Тема № 5 Терроризм и экстремизм — их причины и последствия (4 ч) Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия.Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.Экстремизм и экстремистская деятельность.Основные принципы и направления действия террористической и экстремистской деятельности Тема № 6 Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации (1 ч) Положения Конституции Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности».Роль государства в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации Тема №7 Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (1 ч) Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения.Культура безопасности жизнедеятельности - условие формирования антитеррористического поведения и анти- экстремистского мышления. Тема №8 Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности (1 ч) Уголовная ответственность за террористическую деятельность.Ответственность за осуществление экстремистской деятельности. Тема № 9 Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта (1 ч) Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (6 ч) Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 ч) Тема №10 Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (2 ч) Сохранение и укрепление здоровья - важнейшая часть подготовки учащихся к военной службе и трудовой деятельности.Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика Тема №11 Здоровый образ жизни и его составляющие (4 ч) Здоровый образ жизни.Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье.Профилактика вредных привычек. Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства (11 ч ) Раздел 6. Основы обороны государства (11 ч) Тема №12 Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны (7 ч) Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.Основные виды оружия и их поражающие факторы. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и 7 военного времени.Средства индивидуальной защиты.Организация проведения аварийноспасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.Организация гражданской обороны в общеобразовательной организации Тема №13 Вооружённые Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества (2 ч) История создания Вооружённых Сил Российской Федерации.Памяти поколений - дни воинской славы России.Состав Вооружённых Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооружёнными Силами Российской Федерации Тема №14 Боевые традиции ВооружённыхСил России (2 ч) Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества. Дружба и войсковое товарищество - основа боевой готовности частей и подразделений Итоговая работа за I полугодие (1 ч) Промежуточная аттестация (1 ч) 11 класс Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (5 ч) Раздел 1. Основы комплексной безопасности (2 ч) Тема 1Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (1 ч) 1.1.Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч) Тема 2.Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (2 ч) 2.1.Применение Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. 2.2.Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 ч) Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч) Тема 3 Нравственность и здоровье (3 ч) 3.1.Правила личной гигиены.3.2.Нравственность и здоровый образ жизни. 3.3.Инфекции, передающиеся половым путём. Меры их профилактики. 3.4.Понятие о ВИЧ-инфицировании и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции. 3.5.Семья в современном обществе. Законодательство и семья Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (5 ч) Тема 4 Первая помощь при неотложных состояниях (5 ч) 4.1.Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. 4.2.Первая помощь при ранениях.4.3.Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.4.4.Первая помощь при остановке сердца Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства (20 ч) Раздел 6. Основы обороны государства (9 ч) Тема 5 Вооружённые Силы Российской Федерации — основа обороны государства (1 ч) 5.1.Основные задачи современных Вооружённых Сил. Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации 8 Тема 6. Символы военной чести (2 ч) 6.1.Боевое знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ордена — почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.Военная форма одежды Тема 7. Воинская обязанность (6 ч) 7.1. Основные понятия о воинскойобязанности.7.2. Организация воинского учёта.Первоначальная постановкаграждан на воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту.7.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе.7.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе.7.5. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учёт.Профессиональный психологический отбор и его предназначение.7.6 Увольнение с военной службы и пребывание в запасе Раздел 7. Основы военной службы (12 ч) Тема 8 Особенности военной службы (4 ч) 8.1. Правовые основы военной службы. 8.2. Статус военнослужащего. 8.3. Военные аспекты международного права. 8.4. Общевоинские уставы. Тема 9. Военнослужащий — вооружённый защитник Отечества ( 4ч) 9.1. Основные виды воинской деятельности. Основные особенности воинской деятельности. 9.2. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина. 9.3 Военнослужащий-патриот.9.4. Честь и достоинство военнослужащего ВС РФ. 9.5. Военнослужащий-специалист своего дела. 9.6. Военнослужащий-подчиненный, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Основные обязанности военнослужащих Тема 10.. Прохождение военной службы по призыву(1 ч) 11.1.Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы Тема 11. Прохождение военной службы по контракту (2 ч) 12.1. Особенности военной службы по контракту. 12.2. Альтернативная гражданская служба Итоговая работа за I полугодие (1 ч) Промежуточная аттестация (1 ч) 9 1.Патриотического воспитание Ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научного наследию, понимания значения предмета обществознания в жизни общества, способности владеть достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки обществознания, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества. 2. Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей Представления асоциальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнений учебных, познавательных задач, выполнений экспериментов, созданий учебных проектов, стремление к с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствия поступков; 3. Духовно-нравственного воспитания представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 5 Физического воспитания формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни; 6 Трудового воспитания :коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей; 7 Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике 8 Ценностей научного познания мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; 10 интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 11 12