Аннотация к рабочей программе по родному языку (аварскому) и родной литературе (аварской) 1-4 кл

«Родной язык (аварский)» (1-4 классы)
Раздел 1. Пояснительная записка
Примерная программа учебного предмета «Родной язык(аварский)» для общеобразовательных школ РД (1-4 классы) разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и определяет цель, задачи, планируемые
результаты освоения программы учебного предмета «Родной язык(аварский)», а также основное содержание указанного учебного предмета.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает следующие требования к
предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Родной
язык (аварский)»:
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа,
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
2) обогащение активного и пассивного словарного запаса учащихся, развитие у них культуры владения родным языком в соответствии с
нормами устной и письменной речи, с правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о
закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного
отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков
выбора языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Данная программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при
получении начального общего образования по аварскому языку. В примерной программе учитываются основные идеи и положения
программы формирования и развития универсальных учебных действий для начального общего образования.
Программа состоит из трёх основных разделов:
2

целевого, содержательного и организационного.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и задачи, планируемые результаты освоения Программыи включает общую
характеристику учебного предмета «Родной язык(аварский)», место учебного предмета в учебном плане, планируемые результаты.
Содержательный разделотражает общее содержание начального общего образования по учебному предмету «Родной язык(аварский)»;
примерное тематическое планирование.
Организационный разделсостоит из рекомендаций по материально-техническому обеспечению учебного предмета «Родной язык(аварский)»;
списка научно-методической литературы по аварскому языку.
Примерная программа по учебному предмету «Родной язык(аварский)»отражает регионально-национальные и этнокультурные особенности
обучения родному языку.
Данная программа служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ и рабочих программпо курсу«Родной
язык(аварский)».
Разработчики авторских и рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала,
определению последовательности его изучения, расширению объема содержания, распределению часов по разделам и темам.
Общая характеристика учебного предмета «Родной язык (аварский)».
Изучение учебного предмета «Родной язык (аварский)»в общеобразовательных организациях Республики Дагестан начинается на уровне
начального общего образования, продолжается на уровне основного общего образования и завершается на уровне среднего (полного)
общего образования.
Целями изучения предмета «Родной язык (аварский)» в начальной школе являются:
– ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического
восприятия
логического мышления учащихся;
– формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а
также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

3

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Родной язык (аварский)» основных задач образовательной области «Родной
язык и литературное чтение на родном языке»:
– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Дагестана и России, о
языке как основе национального самосознания дагестанского народа;
– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
– развитие коммуникативных умений;
–развитие нравственных и эстетических чувств;
–развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями
общения;
–формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре родного языка: лексике, фонетике, графике,
орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
– формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности
и чистоты;
– пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс родного языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ
элементарного графического письма, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического
слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на
уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной
речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач двух его периодов: добукварного (подготовительного) – 24 часа
и букварного (основного) – 111 часов.
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание
мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению
4

начального уровня развития устных форм речи у каждого ученика, приобщению к учебной деятельности, и к соблюдению требований
школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных
коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У
первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять
последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с
использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа,
ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о
гласных и согласных, изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к
положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных
звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, обозначающими
специфические звуки. Особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма.
Первоклассники работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с
различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение аварского языка и литературного чтения.
Систематический курс родного языка направлен на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении
национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения родного языка как государственного языка
Республики Дагестан, языка межэтнического общения.
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в
системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической
формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через
овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой,
разнообразием синтаксических структур– формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется
становление личности.

5

Значимое место в курсе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание»,которые обеспечивают формирование и развитие
коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение
речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создает действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу
(изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла,
адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и
главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы. Работа над
предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения предложений, на развитие умений пользоваться
предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На
синтаксической основе учащимися осваиваются нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения,
орфографические и речевые навыки.
Курс предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике родного языка. Освоение знаний о лексике
способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в
выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства родного языка и эстетической функции родного слова; овладению
умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию
необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас, являющийся показателем интеллектуального и речевого развития
личности.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических
понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного
и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации,
обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих)
универсальных действий с языковыми единицами.
Курс предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий.
Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить
орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой
грамотного, безошибочного письма.

6

Содержание курса является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым
единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования,
систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении
языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Курсом предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения родного языка
формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться
лингвистическими словарями. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица,
схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также
создавать новые информационные объекты: сообщения, письма, поздравительные открытки,
небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Курс предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный
процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого
развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений
сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место учебного предмета «Родной язык(аварский)» в учебном плане
На изучение родного языка в начальной школе выделяется 340 ч. В 1 классе –66. (2ч. в неделю): из них 135 ч. (33 учебных недель) отводится
урокам обучения грамоте и 15 ч. (6 учебных недель) – урокам родного языка.
Во 2–4 классах на уроки родного языка отводится по 68 ч. (2 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания курса
Ведущее место предмета «Родной язык(аварский)» в системе общего образования обусловлено тем, что родной язык является
государственным языком Республики Дагестан, родным языком одного из дагестанских народов.
Изучение родного языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения,
явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

7

В процессе изучения родного языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к
родному языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является
показателем общей культуры человека. Родной язык является для учащихся основой всего процесса обучения на начальном этапе, средством
развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Раздел 2.Результаты изучения курса
Курс обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных
результатов в соответствии с требованиями федерального стандарта.
Требования к личностным результатам
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, дагестанский и российский народы и историю Дагестана и России; осознание своей
идентичности как гражданина Дагестана и России, члена этнической группы, семьи, тухума; формирование ценностей многонационального
дагестанского и российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, к другим народам Дагестана и России, их культурным и религиозным
традициям.
4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

9

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с
содержанием учебного предмета «Родной язык (аварский)».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Родной язык (аварский)».
Требования к предметным результатам
1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Дагестана и России,
о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого
общения; осознание значения аварского языка как государственного языка Республики Дагестан, языка межэтнического общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской
позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах родного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

10

6.Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и
правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и
формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре родного языка: фонетике и графике, лексике,
словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять
языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной язык (аварский)»
Фонетика и графика
Выпускник научится:
– различать звуки и буквы;
– характеризовать звуки аварского языка, гласные и согласные звуки и буквы, геминаты, лабиализованные согласные;
– знать последовательность букв в родном алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
– проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать
правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Орфоэпия
Выпускник получит возможность научиться:
– соблюдать нормы родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме
представленного в учебнике материала).
Состав слова (морфемика)
Выпускник научится:
– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
– находить в словах корень, суффикс, основу и окончание.
Выпускник получит возможность научиться:
– разбирать по составу слова в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по
составу.
Лексика
11

Выпускник научится:
– выявлять слова, значение которых требует уточнения;
– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
– различать в тексте слова в прямом и переносном значении;
– оценивать уместность использования слов в тексте;
– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативной задачи.
Морфология
Выпускник научится:
– определять грамматические признаки имен существительных – класс, число, падеж (в учебниках представлены четыре основных и один
местный по причине того, что формы данных падежей в предложении выступают в роли субъекта, остальные местные падежи используются
функционально), склонение;
– определять грамматические признаки имен прилагательных – класс, число, склонение субстантивированных прилагательных;
– определять грамматические признаки глаголов – класс, число (глаголов с показателями грамматических классов), время.
Выпускник получит возможность научиться:
– проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения морфологического разбора.
–находить в тексте такие части речи, как числительные, личные местоимения и наречия.
Синтаксис
Выпускник научится:
– различать предложение, словосочетание, слово;
– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
– классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения,
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
– находить главные и второстепенные члены предложения;
– выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
– различать второстепенные члены предложения – определение, косвенное дополнение, обстоятельства;
– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения,
синтаксический), оценивать правильность разбора;

12

– различать простые и сложные предложения.
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
– применять правила правописания (в объеме содержания курса);
– определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
– безошибочно списывать текст объемом 75—80 слов;
– писать под диктовку тексты объемом 70—75 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
– подбирать примеры с определенной орфограммой, при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать
орфографических и пунктуационных ошибок;
– при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и
определять способы действий, помогающих предотвратить еѐ в последующих письменных работах.
Развитие речи
Выпускник научится:
– оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту со знакомыми и
незнакомыми людьми, с людьми разного возраста;
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на
реплики,
поддерживать разговор);
– выражать собственное мнение, аргументировать его с учѐтом ситуации общения;
– самостоятельно озаглавливать текст;
– составлять план текста;
– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
– создавать тексты по предложенному заголовку;
– подробно или выборочно пересказывать текст;
– пересказывать текст от другого лица;
– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

13

– анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным
алгоритмом;
– оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением,
задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении.
Раздел 3.Содержание учебного курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие
звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его
содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать
вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной
задачи.
Умение отчетливо произносить слова, правильно артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными
монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение
орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации,
заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и
обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным
письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших
14

собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин,
серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образносимволических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов.
Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.
Различение гласных и согласных звуков, ударных и безударныхгласных.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков буквами. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в
зависимости от места в слове). Ъ как согласный звук и буква.Буква ьи ее функции. Знакомство с алфавитом аварского языка как
последовательностью букв. Значение алфавита.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности.
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение
слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие
осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по
вопросам учителя и самостоятельно.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как
средствосамоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие
умения ориентироваться на пространстве листа в тетради, на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных
(заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение

15

разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Роль слова как
посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, обозначающих предметы, их признаки и
действия.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
– обозначение геминатов и лабиализованных звуков на письме;
– раздельное написание слов;
– прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
– перенос слов по слогам;
– знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение
предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с
помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий,
наблюдений. Разгадывание загадок, заучивание стихотворений, использование в речи пословиц и поговорок.
Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к
собеседнику.

16

Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков.
Специфические звуки: [гь], [гъ], [гI], [кь], [къ], [кI], [лъ], [тI], [хь], [хъ], [хI], [цI],[чI];геминаты: [кк], [кIкI], [чч], [чIчI], [сс], [хх], [цц],
[цIцI], [лълъ]; лабиализованные звуки: [цIв], [кв], [гв], [чIв], [хв] и т.д. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.
Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного аварского
литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме геминатов и лабиализованных звуков. Использование на письме ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа гьуърул, съезд, почтальон; в словах с йотированными
гласными е, ё, ю, я; в словах с геминатами и лабиализованными согласными.
Использование небуквенных

графических

средств: пробел между

словами, знак переноса, абзац.
Знание

алфавита:

правильное название букв, знание

их

последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения
слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и
переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных
форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
корня, суффикса основы и окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Представление о значении суффиксов. Образование слов и форм слова
1

17

с помощью суффиксов. Разбор слова по составу.
Морфология.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных,
отвечающих на вопросы «щив?», «щий?», «щиб?», «щал?». Различение имен существительных по грамматическим классам. Изменение
существительных по числам. Изменение существительных по основным падежам. Местные падежи (практическое знакомство).
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических)
вопросов. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по грамматическим классам, числам. Склонение
субстантивированных прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения 1, 2, 3лица. Употребление личных местоимений в речи.
Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Масдар. Целевая форма глагола. Глаголы с показателями грамматических классов. Изменение
классных глаголов по грамматическим классам и числам. Изменение глаголов по временам: простые глаголы прошедшего, будущего и
общего времени; составные глаголы прошедшего, будущего и настоящего времени. Морфологический разбор глаголов.
Числительное.Общее представление о числительном.Количественные и порядковые числительные, употребление их в речи.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели
высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и
невосклицательные; по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения: распространенные и нераспространенные
предложения.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего, сказуемого и прямого дополнения. Различение второстепенных членов
предложения (по вопросам, без терминов). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и
предложении.

18

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами. Использование интонации
перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря
при работе с
текстом.
Применение правил правописания:
– согласные кк, кIкI, чч в словах;
– согласные хх, сс, лълъ, цц, цIцI, чIчI в словах;
– согласные ш, щ, хъ в словах;
– буква ё в заимствованных и исконно аварских словах;
– буква йв словах;
– перенос слов;
– прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
– гласные и согласные в изменяемых на письме словах;
– ъ и ьзнаки в словах;
– суффиксы -хъан, -лъи, -ро, -ен, -ел, -ко, -кIо, -гьан;
– падежные окончания имён существительных;
– местоимения ниж инилъ;
– окончания имён прилагательных;
– раздельное написание составных глаголов;
–окончания глаголов;
– русские заимствования;
–сложные слова;
– знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
– знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
– запятая между частями сложного предложения.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными
умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

19

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи
(описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.
Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление плана к данному тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности
письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные,
изложения с
элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания,
сочинения-рассуждения.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252