Аннотация к рабочей программе по географии 6 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО».

«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР

Протокол №1
Руководитель ШМО
_______________ /Андреев С.В./
подпись

________________ /Гасанова Ф.А./
Подпись
«____» ______________ 2021 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «Совхозная СОШ»
______________ /Магомедгаджиев М.Г./
подпись
Приказ от «____» ___________ 2021 г. №
____

от «_____» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: География.
Класс 6
Рабочая программа рассчитана на 1 час занятий в неделю (35 часов в год) и разработана для учебника
«География 5 – 6 класс», А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, 2-е изд., М., «Просвещение», серия «Полярная Звезда», 2018 г.

Срок реализации рабочей программы - 2021 -2022 учебный год.

Учитель: Андреев Сергей Владимирович

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Данная рабочая программа по географии составлена в соответствии с: ФГОС основного общего образования утверждённого приказом Министерства
образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 г. п. 18.2.2; положения о рабочей программе по учебному предмету педагога, осуществляющего функции
введения ФГОС ООО приказ №120 от 01.09.2014. Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в учебном
процессе. Программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего
образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно правовых документов:
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
4. Планируемые результаты основного общего образования;
5. Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. География. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2012;
6. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих программы общего образования;
7. Авторская программа. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы. А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В.
Климанов, В. А. Низовцев. М.: Просвещение, 2013 г.
8. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента
государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);
9. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
10. Программа развития и формирования универсальных учебных действий.
11. Программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника, принадлежащего линии учебников географии серии «Полярная звезда» под
редакцией А.И. Алексеева, рекомендованные МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019 – 2020
учебный год и, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Учебник
имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации (экспертное заключение РАН № 10106-5215/69 от 03.10.2011 г.,
экспертное заключение РАО № 01-5/9д-384 от 17.10. 2011 г.), и соответствует ФГОС.
Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа по географии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в

1

Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий
обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой.
Разработанная рабочая программа реализуется по учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной и др. «География. 5-6 классы»: учебник для
общеобразовательных организаций; М.: Просвещение, 2017г.; (Академический школьный учебник) (Полярная звезда), рассчитана на 35 часов в год (1 час в
неделю) и направлена на базовый (общеобразовательный) уровень изучения предмета.
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на развитие и воспитание всесторонне развитой и коммуникативной личности, на реализацию
системно-деятельностного подхода в обучении. Программа нацелена на формирование ключевых компетенций: готовности обучающихся использовать
усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; привитие общих умений как существенных элементов
культуры. География – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Практическая значимость
школьного курса географии обусловлена тем, что объектом изучения этой науки является природа Земли и окружающий нас мир. География в основной школе
формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития
природы, о размещении населения и хозяйства, проблемах взаимодействия природы и общества, о географических подходах к устойчивому развитию
территорий. Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК,
позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт
механизмы реализации требований ФГОС.
География в основной школе формирует у обучающих систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных
закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамики главных природных, экологических, социальноэкономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации
человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территории.
Краткая характеристика содержания курса.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных
связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историкопроблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
В блоке «География Земли» (5 – 7 классы) у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об
общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния
природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации
природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных
условиях.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств
личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть
проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои

2

идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие
её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и
сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое
применение географических знаний.
Географические знания лежат в основе формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе, социально-культурному окружению,
другим людям, понимания себя в географическом пространстве. Важнейшими знаниями, изучаемыми в курсе, являются знания о земной поверхности и
оболочках Земли. Характеристика оболочек Земли осуществляется в следующей последовательности:
— значимость оболочки (или ее части) для существования планеты, жизни на Земле, для человека и лично для школьника;
— качество объекта, его вещественный состав и структура;
— формы существования (распределение в пространстве);
— изменение во времени вследствие природных и антропогенных воздействий;
— пути решения проблем, связанных с антропогенным воздействием на оболочки Земли;
— личный вклад школьника (мой вклад) в решение общечеловеческих проблем.
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ
отводит 35 учебных часов для обязательного изучения географии в 6-м классе, 1 учебный час в неделю. НРК распределён по курсу и занесён в тематическое
планирование. Региональный компонент рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических
работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Курс географии 6 класса продолжает пятилетний цикл
изучения географии в основной школе. Начальный курс опирается на знания учащихся из курса «Введение в географию» 5 класса основной ступени обучения.
Материал курса сгруппирован в 4 раздела: «Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера», «Географическая карта», которые знакомят учащихся с
компонентами географической оболочки нашей планеты: атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и
закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии
природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных
разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов
физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.
Особую роль весь курс географии 6 класса играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг
вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений
природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете
Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.
Цели и задачи курса
Целями изучения географии в основной школе являются:

3

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что
позволяет сформировать географическую картину мира;
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих
в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и
рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное,
социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении
окружающей среды для жизни на Земле;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и
экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы,
особенности природопользования в их взаимозависимости;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия,
наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.),
обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных
географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как
возможной области будущей практической деятельности.
Цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне
требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели географического образования являются общими для основной и
старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:
•
социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу
или общность - носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Географическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей;
экологическое сознание и воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением
основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности

4

к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание,
значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для
повседневной жизни и практической деятельности.
Цели и задачи курса:
- заложить основы географического образования учащихся;
-.познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
- продолжить формирование умений использования источников географической информации, прежде всего карты;
- формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- продолжить формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до
глобальных;
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального
использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту,
- применение географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения
географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и
исследовательскую деятельность, основу которых составляют учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятий сконструировать материал и др. Сюда же
относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение и классификация, наблюдение, умения и навыки
проведения эксперимента, умение делать выводы и заключения. Учащиеся включаются в коммуникативную деятельность, где преобладают такие виды, как
умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, вступать в диалог.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252