Аннотация к рабочей программе по географии 5 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО».

«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР

Протокол №1
Руководитель ШМО
_______________ /Андреев С.В./
подпись

________________ /Гасанова Ф.А./
Подпись
«____» _____________ 2021 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «Совхозная СОШ»
______________ /Магомедгаджиев М.Г./
подпись
Приказ от «____» __________2021 г. № ____

от «_____» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: География.
Класс 5
Рабочая программа рассчитана на 1 час занятий в неделю (35 часов в год) и разработана для учебника
«География 5 – 6 класс», А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, 2-е изд., М., «Просвещение», серия «Полярная Звезда», 2018 г.

Срок реализации рабочей программы - 2021 -2022 учебный год.

Учитель: Андреев Сергей Владимирович

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Данная рабочая программа по географии составлена в соответствии с: ФГОС основного общего образования утверждённого приказом Министерства
образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 г. п. 18.2.2; положения о рабочей программе по учебному предмету педагога, осуществляющего функции
введения ФГОС ООО приказ №120 от 01.09.2014. Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в учебном
процессе. Программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего
образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно правовых документов:
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
4. Планируемые результаты основного общего образования;
5. Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. География. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2012;
6. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих программы общего образования;
7. Авторская программа. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы. А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В.
В. Климанов, В. А. Низовцев. М.: Просвещение, 2013 г.
8. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента
государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);
9. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
10. Программа развития и формирования универсальных учебных действий.
11. Программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника, принадлежащего линии учебников географии серии «Полярная звезда» под
редакцией А.И. Алексеева, рекомендованные МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019 – 2020
учебный год и, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Учебник
имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации (экспертное заключение РАН № 10106-5215/69 от 03.10.2011 г.,
экспертное заключение РАО № 01-5/9д-384 от 17.10. 2011 г.), и соответствует ФГОС.
Общая характеристика учебного предмета
1. Область применения программы.
1

Данная рабочая программа по географии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы,
прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных
учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской
рабочей программой.
География в основной школе формирует у обучающих систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об
основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамики главных природных, экологических,
социально- экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об
адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территории.
«Введение в географию» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируется
представление о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование
географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают
умение использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических
процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано
практическое применение географических знаний.
Цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: метапредметном, личностном и предметном, а также на
уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели географического образования являются общими для
основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:
•
социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную
группу или общность - носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Географическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей;
экологическое сознание и воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с
усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как
способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание,
значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для
повседневной жизни и практической деятельности.
2

Географические знания лежат в основе формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе, социально-культурному окружению,
другим людям, понимания себя в географическом пространстве. Важнейшими знаниями, изучаемыми в курсе, являются знания о земной поверхности и
оболочках Земли. Характеристика оболочек Земли осуществляется в следующей последовательности:
— значимость оболочки (или ее части) для существования планеты, жизни на Земле, для человека и лично для школьника;
— качество объекта, его вещественный состав и структура;
— формы существования (распределение в пространстве);
— изменение во времени вследствие природных и антропогенных воздействий;
— пути решения проблем, связанных с антропогенным воздействием на оболочки Земли;
— личный вклад школьника (мой вклад) в решение общечеловеческих проблем.
В число важных образовательных задач входит усвоение учащимися топографо-картографических знаний в теме «План и карта». Учащиеся должны
усвоить: а) знания о планете и карте как моделях земной поверхности; б) осознать, что план и карта — выдающиеся произведения человеческой мысли;
в) план и карта — международный символический язык географии. Впервые в курсе формируются историко-географические знания по теме «Как люди
открывали Землю». Они позволят учащимся выяснить, как развивались знания землян о пространстве планеты, вклад Великих географических открытий в
становление и развитие цивилизаций. Важным моментом является то, что учащиеся знакомятся с именами выдающихся географов, путешественников. В
теме раскрываются знания о методах географической науки.
В теме «Планета Земля» формируются межпредметные знания о Земле как планете Солнечной системы. Учащиеся знакомятся с законами движения Земли
вокруг своей оси и вокруг Солнца, с распределением тепла и света на поверхности Земли, с теорией формирования земных сфер. Учащиеся должны осознать
уникальность планеты Земля.
Гуманизация школьной географии актуализировала знания о населении планеты Земля в теме «Человек на Земле». Учащиеся узнают о расселении людей по
территории Земли, в своей местности, адаптации людей к новым условиям жизни. В содержание вводятся знания о расах и народах, государствах и их
столицах, политической карте. Реализация культурологического подхода потребовала раскрытия знаний о диалоге культур, единстве народов, вкладе
Н. Н. Миклухо-Маклая в доказательство единства людей и разнообразия их культур.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Предмет «география» является обязательной частью учебного плана. В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного
общего образования предшествует курс « Окружающий мир», включающий определенное географические сведения. По отношению к курсу географии
данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих
географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой
базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией. В
рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных
видов учебной деятельности обучающихся.
Примерная программа по географии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане с учетом 25%
времени, отводимого на вариантную честь программы, содержание формируется авторами рабочих программ. На освоение программы отводится 1 час в
3

неделю, в год-35 часов, из них -3 часа резервного времени, которое в представленной рабочей программе отводится на повторение и обобщение учебного
материала и подготовке летних заданий.
Важной целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного
подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в
жизненной практике, получение возможности научиться ориентироваться в географическом пространстве. Построение учебного содержания курса
осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено
взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного,
компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств
личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия, как умение
видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность,
где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и
группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Содержание курса географии 5 класса нацелено на
формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о
влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся
произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о
следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
Образовательная область – «Обществознание», предмет «География».
Функции предмета: школьная география, формируя систему знаний о природных, социально-экономических, техногенных процессах и явлениях, готовит
учащихся к практическому применению комплекса географических, геоэкологических, экономических и социальных знаний и умений в сфере общественногеографической деятельности.
Изучение географии направлено на достижение следующих целей:
- Формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от
материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования.
- Формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания
насущных проблем взаимодействия человека и природной среды.
- Подготовка учащихся к решению многих проблем жизни общества: политических, экономических, социальных, экологических.
- Знакомство учащихся с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества,
путями перехода России к устойчивому развитию.
- Развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и «малой
родины»

4

Курс ориентирован на решение следующих задач:
— усвоение учащимися общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением
окружающей среды для жизни на Земле и жизнедеятельности человека;
— опыта жизнедеятельности человека через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карту, путешествие, наблюдения традиций,
использование современной техники и т. д.), способствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства;
— опыта ориентирования в пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих безопасность человека (планов, карт, приборов, природных
объектов);
— опыта реализации личностных социально-коммуникативных потребностей на основании создания собственных географических продуктов (схем,
проектов, эссе, дневников, описаний, стихов, карт, компьютерных программ) и презентаций их в диалоге и полилоге с другими.
- направить процесс осознания общечеловеческих и общественных ценностей на усвоение и превращение их в личностные ценности;
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению
географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. В основу содержания учебного
предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном,
региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к
структуре национально - регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную
программу федерального компонента связано с тем, что изучение малой родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная,
творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изучения географии своей страны в целом.
Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и
хозяйства на различных уровнях познаний. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся
должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и
собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строиться с учетом следующих
содержательных линий:
•
многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;
•
социальная сущность человека;
•
уровневая организация природы, населения и хозяйства.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки,
уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее
значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии. Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является
словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности,
приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто
используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника. Широко используется учебные картины,
иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты. В составе практических методов выделяются методы работы с картами,
схемами, профилями, статистическими показателями.

5

Форма контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические
работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Целями изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- понимание основных природных, социально - экономических, экологических геополитических процессов и закономерностей, происходящих в
географическом пространстве России и мира; - формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных, учебных, оценочных,
коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении
окружающей среды для жизни на Земле;
- формирования опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, наблюдения
путешествия, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению освоению и сохранению географического пространства;
- формирования опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов, обеспечивающих реализацию собственных
потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности, социально- коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов
(схемы, карты, компьютерные программы, презентации;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальных организации хозяйства в связи с природными, социально- экономическими и
экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимосвязи, ориентацию в разнообразных природных, социально- экономических процессах и явлениях, их пространственной
дифференциации, понимание их истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как
возможной области будущей практической деятельности.
4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом (БУП) (по одному часу в 5–6 классах, по
два часа в 7–9 классах). «Введение в географию» изучается в 5 классе. Общее число учебных часов за год обучения – 35 (1 час в неделю).

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252