МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО».
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
Протокол №1
Руководитель ШМО
_______________ /Андреев С.В./
подпись
________________ /Гасанова Ф.А./
подпись
«____» _______________ 2021 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «Совхозная СОШ»
______________ /Магомедгаджиев М.Г./
подпись
Приказ от «____» ___________2021 г. №
____
от «_____» ________________ 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: Обществознание.
Класс 7
Рабочая программа рассчитана на 1 час занятий в неделю (35 часов в год) и разработана для учебника: «Обществознание. 7
класс: учебник для общеобразовательных учреждений /, Н. Ф. Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под
редакцией Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2016 г.».
Срок реализации рабочей программы - 2021 -2022 учебный год
Учитель: Андреев Сергей Владимирович
АННОТАЦИЯ
Статус документа
Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
Программы:
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
- Примерной образовательной программы основного общего образования по обществознанию, рекомендованной к использованию Министерством образования
и науки РФ, с учетом авторской программы основного общего образования по обществознанию под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.
Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидата педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидата педагогических
наук, помещенной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений», Москва «Просвещение», 2014 г.
Постановления:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (в ред.изменений №1, утв.Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72),
изменений №3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81).
Приказы:
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред.приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2008№164, от
31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39), от 31.01.2012 №69, от 23.06.2015 №609);
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №
241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 №74);
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - Образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. От 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письма:
- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
- Положение о рабочей программе учителя МКОУ «Совхозная СОШ»;
Данная рабочая программа по обществознанию составлена на основе фундаментального ядра ФГОС ОО (Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2012), примерной программы по учебным предметам:
Обществознание 5 - 9 классы (Примерная программа по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение,
2012, автор: Агафонов С.В.), авторской программы по обществознанию к предметной линии Боголюбов Л.Н., Н.И. Городецкая, Иванова Л.Ф.
«Обществознание» (М: Просвещение, 2014 г.); примерного базисного учебного плана, а также требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий основного
общего образования; а также в соответствии с требованиями к результатам основного образования, с учётом преемственности с программами для начального
образования.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), включая часы на промежуточный и итоговый контроль и резервные часы на практические работы.
Тематическое планирование рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
Срок реализации программы – 1 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях. «Обществознание» в
основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий
мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся
младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших
классах. Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания
состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных
предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской
Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно
предмет «Обществознание» даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в
жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о
правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема - «Человек в экономических
отношениях» - даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено
рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для
удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных
участников экономики - потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых
отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
Изучение содержания курса по обществознанию в 7 классе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования,
деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и
формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета
предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Развитию у учащихся 7-х классов готовности к правомерному и нравственно
одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций. Особого внимания требует
использование в учебном процессе компьютерных технологий. Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной
школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности. Рабочая программа рассчитана на
35 учебных часов (34+1 час резерв) из расчёта 1 час в неделю.
Задачи изучения обществознания:
— создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры
(знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
— способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма,
уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
— помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и
учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
— содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом
возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
— обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в
своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
— предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий,
которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном
контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
— помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором
достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
— предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих
склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки;
- подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
- формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей
жизнедеятельности;
- обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.
Изучение обществознания в основной школе направлено на решение следующих целей:
• воспитание общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; социальной ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в
процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой
культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о
позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах
• человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданскообщественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной
познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников
младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о
формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина; ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; освоение
социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и правового государства;
• формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения
типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений,
включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного
поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Региональный компонент в программе реализуется через следующие составляющие, содержание которых соответствует требованиям федерального
компонента государственного образовательного стандарта:
- предметно-информационную: иметь знания об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни Республики Дагестан; иметь представление
об особенности социально-политической и социально-экономической жизни региона;
- деятельностно-коммуникативную: занимать активную гражданскую позицию в социально-экономической, духовной жизни региона; владеть
практическими навыками решения определённых проблем, связанных с позитивными изменениями в жизни населения своего села;
- ценностно-ориентационную: быть готовым к оценке собственных возможностей в освоении будущей профессиональной дельности; принимать ценности
другой группы, сообщества; уметь соотносить поставленные цели деятельности и результат, нести ответственность за результаты своей образовательной
деятельности.
Курс способствует развитию информационных учебных умений школьников по поиску социальной информации в адаптивных источниках, адекватному ее
восприятию, применению основных обществоведческих терминов и понятий при анализе, общении, систематизации полученных знаний.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
- формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на
развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
- выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
- помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
- ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Структура курса и последовательность предъявления материала.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных
видов учебной деятельности обучающихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н.
Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2016.
- Обществознание. 7 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград,
Учитель 2016.