Аннотация к рабочей программе по обществознанию 7 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО».

«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР

Протокол №1
Руководитель ШМО
_______________ /Андреев С.В./
подпись

________________ /Гасанова Ф.А./
подпись
«____» _______________ 2021 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «Совхозная СОШ»
______________ /Магомедгаджиев М.Г./
подпись
Приказ от «____» ___________2021 г. №
____

от «_____» ________________ 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: Обществознание.
Класс 7
Рабочая программа рассчитана на 1 час занятий в неделю (35 часов в год) и разработана для учебника: «Обществознание. 7
класс: учебник для общеобразовательных учреждений /, Н. Ф. Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под
редакцией Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2016 г.».
Срок реализации рабочей программы - 2021 -2022 учебный год

Учитель: Андреев Сергей Владимирович

АННОТАЦИЯ
Статус документа
Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
Программы:
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
- Примерной образовательной программы основного общего образования по обществознанию, рекомендованной к использованию Министерством образования
и науки РФ, с учетом авторской программы основного общего образования по обществознанию под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.
Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидата педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидата педагогических
наук, помещенной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений», Москва «Просвещение», 2014 г.
Постановления:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (в ред.изменений №1, утв.Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72),
изменений №3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81).
Приказы:
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред.приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2008№164, от
31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39), от 31.01.2012 №69, от 23.06.2015 №609);
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №
241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 №74);
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - Образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. От 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письма:
- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
- Положение о рабочей программе учителя МКОУ «Совхозная СОШ»;
Данная рабочая программа по обществознанию составлена на основе фундаментального ядра ФГОС ОО (Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2012), примерной программы по учебным предметам:

Обществознание 5 - 9 классы (Примерная программа по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение,
2012, автор: Агафонов С.В.), авторской программы по обществознанию к предметной линии Боголюбов Л.Н., Н.И. Городецкая, Иванова Л.Ф.
«Обществознание» (М: Просвещение, 2014 г.); примерного базисного учебного плана, а также требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий основного
общего образования; а также в соответствии с требованиями к результатам основного образования, с учётом преемственности с программами для начального
образования.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), включая часы на промежуточный и итоговый контроль и резервные часы на практические работы.
Тематическое планирование рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
Срок реализации программы – 1 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях. «Обществознание» в
основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий
мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся
младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших
классах. Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания
состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных
предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской
Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно
предмет «Обществознание» даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в
жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о
правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема - «Человек в экономических
отношениях» - даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено
рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для
удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных
участников экономики - потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых
отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
Изучение содержания курса по обществознанию в 7 классе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования,
деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и
формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета
предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Развитию у учащихся 7-х классов готовности к правомерному и нравственно
одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций. Особого внимания требует
использование в учебном процессе компьютерных технологий. Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной

школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности. Рабочая программа рассчитана на
35 учебных часов (34+1 час резерв) из расчёта 1 час в неделю.
Задачи изучения обществознания:
— создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры
(знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
— способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма,
уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
— помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и
учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
— содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом
возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
— обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в
своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
— предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий,
которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном
контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
— помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором
достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
— предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих
склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки;
- подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
- формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей
жизнедеятельности;
- обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.
Изучение обществознания в основной школе направлено на решение следующих целей:
• воспитание общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; социальной ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в
процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой
культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о
позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах
• человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданскообщественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной
познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников
младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о
формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина; ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; освоение
социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и правового государства;
• формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения
типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений,
включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного
поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Региональный компонент в программе реализуется через следующие составляющие, содержание которых соответствует требованиям федерального
компонента государственного образовательного стандарта:
- предметно-информационную: иметь знания об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни Республики Дагестан; иметь представление
об особенности социально-политической и социально-экономической жизни региона;
- деятельностно-коммуникативную: занимать активную гражданскую позицию в социально-экономической, духовной жизни региона; владеть
практическими навыками решения определённых проблем, связанных с позитивными изменениями в жизни населения своего села;
- ценностно-ориентационную: быть готовым к оценке собственных возможностей в освоении будущей профессиональной дельности; принимать ценности
другой группы, сообщества; уметь соотносить поставленные цели деятельности и результат, нести ответственность за результаты своей образовательной
деятельности.
Курс способствует развитию информационных учебных умений школьников по поиску социальной информации в адаптивных источниках, адекватному ее
восприятию, применению основных обществоведческих терминов и понятий при анализе, общении, систематизации полученных знаний.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
- формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на
развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
- выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
- помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
- ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Структура курса и последовательность предъявления материала.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных
видов учебной деятельности обучающихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н.
Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2016.
- Обществознание. 7 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград,
Учитель 2016.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252