Аннотация к рабочей программе по обществознанию 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО».

«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР

Протокол №1
Руководитель ШМО
_______________ /Андреев С.В./
подпись

________________ /Гасанова Ф.А./
Подпись
«____» ___________ 2021 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «Совхозная СОШ»
______________ /Магомедгаджиев М.Г./
подпись
Приказ от «____» ___________ 2021 г. № ____

от «_____» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: Обществознание.
Класс 9
Рабочая программа рассчитана на 1 час занятий в неделю (34 часа в год) и разработана для учебника: «Обществознание. 9
класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др./ под редакцией Л.Н.
Боголюбова. – М.: Просвещение, 2015 г.».
Срок реализации рабочей программы - 2021 -2022 учебный год

Учитель: Андреев Сергей Владимирович

АННОТАЦИЯ
Статус документа
Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ) (с изменениями и дополнениями);
Программы:
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
- Примерной образовательной программы основного общего образования по обществознанию, рекомендованной к использованию Министерством образования
и науки РФ, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, авторской программы по обществознанию для 5-9
классов под редакцией Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы:
пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]. – М.: Просвещение, 2015).
Постановления:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (в ред.изменений №1, утв.Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72), изменений №3, утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81).
Приказы:
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред.приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2008 №164, от
31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39), от 31.01.2012 №69, от 23.06.2015 №609);
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241,
30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 №74);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - Образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);

Письма:
- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
Положение о рабочей программе учителя МКОУ «Совхозная СОШ»;
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. Данная линия учебников соответствует Федеральному
государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный
перечень. Данная рабочая программа по обществознанию составлена на основе фундаментального ядра ФГОС ОО (Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2012), примерной программы по учебным
предметам: Обществознание 5 - 9 классы (Примерная программа по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.:
Просвещение, 2012, автор: Агафонов С.В.), авторской программы по обществознанию к предметной линии Боголюбов Л.Н., Н.И. Городецкая, Иванова Л.Ф.
«Обществознание» (М: Просвещение, 2014 г.); примерного базисного учебного плана, а также требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий основного
общего образования; а также в соответствии с требованиями к результатам основного образования, с учётом преемственности с программами для начального
образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), включая часы на промежуточный и итоговый контроль и резервные часы на практические работы.
Тематическое планирование рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию. Срок
реализации программы – 1 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 6 по 9 класс. Общее количество времени на 4 года обучения составляет 140 часов. Общая
недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. Фундаментом курса являются современные научные знания и представления об обществе и
человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию,
политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его
интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого
знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление
личности человека. Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих
принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков. Программа
предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Курс призван
помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу
власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится
наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права,
другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного
устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в

определённой мере систематизированные знания о праве. Изучение обществознания в 9 классе расширяет для учащихся возможность самостоятельно
ориентироваться в общественно-политической жизни, поднимает на новый уровень их правосознание, способствует их предпрофильной подготовке.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав
человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного
неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют
в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях
достижения успеха в различных сферах жизни общества.
Рабочая программа направлена на решение следующихзадач:
— создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры
(знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
— способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма,
уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
— помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного
взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
— содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом
возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
— обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в
своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
— предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий,
которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в
процессе ориентировки в социальной информации;
— помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором
достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
— предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей,
способностей и перспектив допрофессиональной подготовки;
- подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
- формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей
жизнедеятельности;
- обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения;
- содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
- формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на
развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
-воспитание гражданственности и любви к Родине;
-создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
- становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и
материальной поддержке;
- выработка жизненной философии, системы ценностей;
- постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса «В чем мое призвание?».
Рабочая программа направлена на решение следующих целей:
• воспитание общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; социальной ответственности, правового самосознания, толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе
восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры,
экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о
позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах
• человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданскообщественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной
познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников
младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о
формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина; ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; освоение социальных
норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и правового государства;
• формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения

типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая
отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами
защите правопорядка в обществе;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений,
необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социальноэкономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования, и самообразования;
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников. Отбор учебного
материала для содержания рабочей программы по обществознанию для основной школы осуществляется с опорой на фундаментальное ядро содержания общего
образования с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5—9
классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на
изучение предмета.
Региональный компонент в программе реализуется через следующие составляющие, содержание которых соответствует требованиям федерального
компонента государственного образовательного стандарта:
- предметно-информационную: иметь знания об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни Республики Дагестан; иметь представление об
особенности социально-политической и социально-экономической жизни региона;
- деятельностно-коммуникативную: занимать активную гражданскую позицию в социально-экономической, духовной жизни региона; владеть практическими
навыками решения определённых проблем, связанных с позитивными изменениями в жизни населения своего села;
- ценностно-ориентационную: быть готовым к оценке собственных возможностей в освоении будущей профессиональной дельности; принимать ценности
другой группы, сообщества; уметь соотносить поставленные цели деятельности и результат, нести ответственность за результаты своей образовательной
деятельности.
Курс способствует развитию информационных учебных умений школьников по поиску социальной информации в адаптивных источниках, адекватному ее
восприятию, применению основных обществоведческих терминов и понятий при анализе, общении, систематизации полученных знаний.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н.
Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2016.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252