Аннотация к рабочей программе по обществознанию 6 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО».

«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР

Протокол №1
Руководитель ШМО
_______________ /Андреев С.В./
подпись

________________ /Гасанова Ф.А./
подпись
«____» ______________2021 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «Совхозная СОШ»
______________ /Магомедгаджиев М.Г./
подпись
Приказ от «____» __________2021 г. № ____

от «_____» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: Обществознание.
Класс 6
Рабочая программа рассчитана на 1 час занятий в неделю (35 часов в год) и разработана для учебника: «Обществознание.
6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др./ под редакцией
Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016 г.».
Срок реализации рабочей программы - 2021 -2022 учебный год

Учитель: Андреев Сергей Владимирович
АННОТАЦИЯ

Статус документа
Данная рабочая программа по обществознанию составлена на основе фундаментального ядра ФГОС ОО (Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2012), примерной программы по учебным предметам:
Обществознание 5 - 9 классы (Примерная программа по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение,
2012, автор: Агафонов С.В.), авторской программы по обществознанию к предметной линии Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. «Обществознание» (М: Просвещение,
2014 г.); примерного базисного учебного плана, а также требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий основного общего образования; а также в
соответствии с требованиями к результатам основного образования, с учётом преемственности с программами для начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), включая часы на промежуточный и итоговый контроль и резервные часы на практические работы.
Тематическое планирование рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию. Срок
реализации программы – 1 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая
недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. Фундаментом курса являются современные научные знания и представления об обществе и
человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию,
политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его
интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого
знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление
личности человека. Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих
принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков. Программа
предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях. «Обществознание» в
основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий
мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся
младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших
классах. Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания
состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных
предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.
Курс «Обществознание» в 6 классе призван расширить знания учащихся о месте человека в обществе, дать научное представление об обществе, о социальном
окружении, Родине. В основу содержания курса заложены моральные и правовые нормы, что создает условия для единства обучения и воспитания,
определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 6 классе при изучении обществознания, прежде всего, даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для
подростков проблемы взаимодействия личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе
взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта взаимодействия с социальной и природной средой; знания о правах

человека и способах их защиты, этические нормы поведения, первичные знания о государстве и законах. С учетом специфики подросткового эмоционального
мира, а также с учетом того, что по учебному плану отводится примерно 60% времени на изучение нового материала, а остальное время предназначается для
активного освоения курса в разнообразной индивидуальной и групповой деятельности (работа с учебным текстом и внетекстовыми компонентами учебной книги:
рисунками, иллюстрациями, различными рубриками, познавательными заданиями, уроками-практикумами по каждой содержательной теме и т. п.). Рабочая
программа рассчитана на 35 учебных часов (34+1 час резерв) из расчёта 1 час в неделю.
Изучение обществознания в основной школе направлено на решение следующих целей:
• воспитание общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; социальной ответственности, правового самосознания, толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической
и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к
высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного
выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников
младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о
формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина; ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; освоение социальных
норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и правового государства;
• формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения
типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая
отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами
защите правопорядка в обществе;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Отбор учебного материала для содержания рабочей программы по обществознанию для основной школы осуществляется с опорой на фундаментальное ядро
содержания общего образования с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей
учащихся 5—9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени,
отводимого на изучение предмета.
Задачи изучения обществознания:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний,
опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма,
уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного
взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом
возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в
своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий,
которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в
процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается
толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей,
способностей и перспектив допрофессиональной подготовки;
- подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
- формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей
жизнедеятельности;
- обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.
Региональный компонент в программе реализуется через следующие составляющие, содержание которых соответствует требованиям федерального
компонента государственного образовательного стандарта:
- предметно-информационную: иметь знания об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни Республики Дагестан; иметь представление об
особенности социально-политической и социально-экономической жизни региона;
- деятельностно-коммуникативную: занимать активную гражданскую позицию в социально-экономической, духовной жизни региона; владеть практическими
навыками решения определённых проблем, связанных с позитивными изменениями в жизни населения своего села;
- ценностно-ориентационную: быть готовым к оценке собственных возможностей в освоении будущей профессиональной дельности; принимать ценности
другой группы, сообщества; уметь соотносить поставленные цели деятельности и результат, нести ответственность за результаты своей образовательной
деятельности.
В процессе обучения обществознанию в 6 классе у школьников формируется относительно целостное представление о человеке как личности, о деятельности как
целенаправленном проявлении активности человека, раскрываются ключевые научные категории, отражающие социальную сущность человека. С опорой на эти

понятия шестиклассники получают возможность объяснять явления социальной действительности, связанные с деятельностью людей, межличностными
отношениями, совершенствуются общеучебные компетенции учащихся. Эти знания, умения и ценностные установки необходимы для сознательного выполнения
подростками основных социальных ролей.
Курс способствует развитию информационных учебных умений школьников по поиску социальной информации в адаптивных источниках, адекватному ее
восприятию, применению основных обществоведческих терминов и понятий при анализе, общении, систематизации полученных знаний.
Задачи курса:
- создание условий для социализации личности;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- формирование знаний и интеллектуальных умений; воспитания уважения к семье и семейным традициям; основ мировоззренческой, нравственной, социальной,
политической, правовой и экономической культуры;
- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности; уважения к трудовой деятельности.
Структура курса и последовательность предъявления материала.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов
учебной деятельности обучающихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н.
Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2016.
- Обществознание. 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель
2016.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252