МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО».
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
Протокол №1
Руководитель ШМО
_______________ /Андреев С.В./
подпись
________________ /Гасанова Ф.А./
подпись
«____» ______________2021 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «Совхозная СОШ»
______________ /Магомедгаджиев М.Г./
подпись
Приказ от «____» __________2021 г. № ____
от «_____» августа 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: Обществознание.
Класс 6
Рабочая программа рассчитана на 1 час занятий в неделю (35 часов в год) и разработана для учебника: «Обществознание.
6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др./ под редакцией
Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016 г.».
Срок реализации рабочей программы - 2021 -2022 учебный год
Учитель: Андреев Сергей Владимирович
АННОТАЦИЯ
Статус документа
Данная рабочая программа по обществознанию составлена на основе фундаментального ядра ФГОС ОО (Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2012), примерной программы по учебным предметам:
Обществознание 5 - 9 классы (Примерная программа по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение,
2012, автор: Агафонов С.В.), авторской программы по обществознанию к предметной линии Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. «Обществознание» (М: Просвещение,
2014 г.); примерного базисного учебного плана, а также требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий основного общего образования; а также в
соответствии с требованиями к результатам основного образования, с учётом преемственности с программами для начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), включая часы на промежуточный и итоговый контроль и резервные часы на практические работы.
Тематическое планирование рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию. Срок
реализации программы – 1 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая
недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. Фундаментом курса являются современные научные знания и представления об обществе и
человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию,
политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его
интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого
знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление
личности человека. Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих
принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков. Программа
предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях. «Обществознание» в
основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий
мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся
младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших
классах. Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания
состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных
предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.
Курс «Обществознание» в 6 классе призван расширить знания учащихся о месте человека в обществе, дать научное представление об обществе, о социальном
окружении, Родине. В основу содержания курса заложены моральные и правовые нормы, что создает условия для единства обучения и воспитания,
определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 6 классе при изучении обществознания, прежде всего, даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для
подростков проблемы взаимодействия личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе
взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта взаимодействия с социальной и природной средой; знания о правах
человека и способах их защиты, этические нормы поведения, первичные знания о государстве и законах. С учетом специфики подросткового эмоционального
мира, а также с учетом того, что по учебному плану отводится примерно 60% времени на изучение нового материала, а остальное время предназначается для
активного освоения курса в разнообразной индивидуальной и групповой деятельности (работа с учебным текстом и внетекстовыми компонентами учебной книги:
рисунками, иллюстрациями, различными рубриками, познавательными заданиями, уроками-практикумами по каждой содержательной теме и т. п.). Рабочая
программа рассчитана на 35 учебных часов (34+1 час резерв) из расчёта 1 час в неделю.
Изучение обществознания в основной школе направлено на решение следующих целей:
• воспитание общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; социальной ответственности, правового самосознания, толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической
и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к
высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного
выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников
младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о
формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина; ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; освоение социальных
норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и правового государства;
• формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения
типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая
отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами
защите правопорядка в обществе;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Отбор учебного материала для содержания рабочей программы по обществознанию для основной школы осуществляется с опорой на фундаментальное ядро
содержания общего образования с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей
учащихся 5—9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени,
отводимого на изучение предмета.
Задачи изучения обществознания:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний,
опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма,
уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного
взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом
возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в
своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий,
которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в
процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается
толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей,
способностей и перспектив допрофессиональной подготовки;
- подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
- формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей
жизнедеятельности;
- обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.
Региональный компонент в программе реализуется через следующие составляющие, содержание которых соответствует требованиям федерального
компонента государственного образовательного стандарта:
- предметно-информационную: иметь знания об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни Республики Дагестан; иметь представление об
особенности социально-политической и социально-экономической жизни региона;
- деятельностно-коммуникативную: занимать активную гражданскую позицию в социально-экономической, духовной жизни региона; владеть практическими
навыками решения определённых проблем, связанных с позитивными изменениями в жизни населения своего села;
- ценностно-ориентационную: быть готовым к оценке собственных возможностей в освоении будущей профессиональной дельности; принимать ценности
другой группы, сообщества; уметь соотносить поставленные цели деятельности и результат, нести ответственность за результаты своей образовательной
деятельности.
В процессе обучения обществознанию в 6 классе у школьников формируется относительно целостное представление о человеке как личности, о деятельности как
целенаправленном проявлении активности человека, раскрываются ключевые научные категории, отражающие социальную сущность человека. С опорой на эти
понятия шестиклассники получают возможность объяснять явления социальной действительности, связанные с деятельностью людей, межличностными
отношениями, совершенствуются общеучебные компетенции учащихся. Эти знания, умения и ценностные установки необходимы для сознательного выполнения
подростками основных социальных ролей.
Курс способствует развитию информационных учебных умений школьников по поиску социальной информации в адаптивных источниках, адекватному ее
восприятию, применению основных обществоведческих терминов и понятий при анализе, общении, систематизации полученных знаний.
Задачи курса:
- создание условий для социализации личности;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- формирование знаний и интеллектуальных умений; воспитания уважения к семье и семейным традициям; основ мировоззренческой, нравственной, социальной,
политической, правовой и экономической культуры;
- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности; уважения к трудовой деятельности.
Структура курса и последовательность предъявления материала.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов
учебной деятельности обучающихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н.
Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2016.
- Обществознание. 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель
2016.