МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «РАССМОТРЕНО на заседании ШМО». «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР Протокол №1 Руководитель ШМО _______________ /Андреев С.В./ подпись ________________ /Гасанова Ф.А./ подпись «____» _____________ 2021 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ «Совхозная СОШ» ______________ /Магомедгаджиев М.Г./ подпись Приказ от «____» ___________2021 г. № ____ от «_____» ______________ 2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование учебного предмета: История. (История Нового времени (1800-1913 гг.)) и История России: (Российская империя в XIX — начале XX вв.). Класс 9 Рабочая программа рассчитана на 2 часа занятий в неделю (68 часов в год) и разработана для учебников: 1) А.Я. Юдовская, «Всеобщая история. История Нового времени. Москва Издательский центр. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ М.: «Просвещение», 2019 г. 2) Н.М.Арсентьев, Данилов А.А., Курукин И. В. и др. под ред. А.В. Торкунова. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2017 г. Срок реализации рабочей программы - 2021 -2022 учебный год. Учитель: Андреев Сергей Владимирович АННОТАЦИЯ Статус документа Рабочая программа разработана на основе: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.); - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2013г., (Интернет-ресурс http://минобрнауки.рф); - Концепции нового УМК по Отечественной истории от 19 мая 2014 года (линия издательства «Просвещение» 6-10 классы под ред. А.В. Торкунова), (Интернет-ресурс http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii.html); - Историко-культурного стандарта (Интернет-ресурс http://минобрнауки.рф/documents/3483); - Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897»; - Примерной программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2015. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), (Интернет- ресурс http://edu.crowdexpert.ru/results-ooo); - Авторской программы и тематического планирования курса «История России» 6-9 классы, под ред. А.А. Данилова – М.: Издательство «Просвещение», 2016; - Рабочей программы Всеобщая история 5-9 классы (предметная линия учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы) М: Просвещение 2011; - Приказа Минопросвещения России от 08.05.2019 г №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 г №345»; Письма: - письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»; - Положения о рабочей программе учителя МКОУ «Совхозная СОШ»; Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), включая часы на промежуточный и итоговый контроль. Тематическое планирование рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории. Срок реализации программы – 1 год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по истории класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и с использованием примерной программы основного общего образования по истории. В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных для учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Предмет «История» в 9–ом классе включает два курса: «История Нового времени» и «Истории России (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории Нового времени и истории России. Общая характеристика учебного предмета 1 Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии: 1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов. 2.Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. 3.Историческое движение: - эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; - формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др., - образование и развитие государств, их исторические формы и типы; - история познания человеком окружающего мира и себя в мире; - развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями. Место предмета в учебном плане Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. В соответствии с базисным учебным планом предмет относится к учебным предметам обязательным для изучения на ступени среднего полного общего образования. Базисный учебный план для образовательных организаций Российской Федерации включает два курса: курс «Всеобщая история. История Нового времени». Предполагается последовательное изучение двух курсов. Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. В соответствии ФГОС основного общего образования, на изучение истории в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится в 9 классах по 70 учебных часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Но в виду того, что в учебном году по учебному плану для 9 классов отведено 34 учебные недели, то количество часов на изучение курса сократилось на 2 часа за счет резерва, и составляет 68 учебных часов в год. На изучение курса «Всеобщая история. История Нового времени.9 класс» отводится 25 часов. Так как изучение отечественной истории является приоритетным в 2 школьном историческом образовании, соответственно на изучение курса «История России» отводится 43 часа учебного времени. Контроль знаний предполагает повторение, обобщение, а также итоговое тестирование изученных тем. Данная рабочая программа предполагает изучение учебного предмета «История» на базовом уровне. Цели и задачи изучения курса «История» Цели, на достижение которых направлено изучение истории в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в Федеральном государственном стандарте общего образования и конкретизированы в основной образовательной программе основного общего образования. Целями школьного исторического образования являются: формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире; важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,: формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Учебный курс «История» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели: - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся; - формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; - овладение учащимися знаниями об основных этапах раз вития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; - воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; - развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; - формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе; - формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно- ориентированной личности. Задачи изучения истории в основной школе: 1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и 3 демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; 2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; 3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества; 5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; 6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве; 7) формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности; 8) формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; 9) овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; 10) воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры. Курс истории России ставит целью: - Ознакомление учащихся с событиями истории XIX—начала XX века, фактами, биографиями исторических деятелей; - Формирование целостного представления об историческом пути России - Изучение материальной и духовной культуры русского народа; - Воспитание патриотизма и гражданственности, привитие интереса к Отечественной истории. Курс Всеобщей истории нового времени ставит целью: - Ознакомление учащихся с событиями истории Нового времени, фактами, биографиями исторических деятелей этого времени, основными процессами развития человеческого общества; - Формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, уважение к традициям и культуре народов мира. Формы организации учебного процесса Реализация данной программы позволяет использовать следующие технологии: дифференцированного обучения, опорных сигналов и конспектов полного усвоения, а также различные формы и методы работы: индивидуальные, групповые, парные, игровые, творческие через классно-урочную систему организации учебного процесса. Кроме того можно начать обучение проектной технологии в виде мини-проектов. 4 Предпочтительные формы организации учебного процесса: урок и внеурочная деятельность. Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся являются: предварительный (диагностический) контроль знаний, устный опрос, самостоятельные работы, индивидуальные письменные задания, письменные задания по раздаточному материалу, тестирование, диктанты, написание творческих сочинений, практическая работа (работа с документами, работа в группах, анализ исторического источника, характеристика исторической личности, защита мини-проектов, составление таблиц, составление схем, составление опорных конспектов, проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях). Контрольные работы по курсу не предусмотрены. Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля. Рабочая программа для 9 класса ориентирована на использование следующих УМК: 1) А.Я. Юдовская, «Всеобщая история. История Нового времени. Москва Издательский центр. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ М.: «Просвещение», 2019 г. 2) А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс. Рабочая тетрадь, в 2-частях. М.: «Просвещение», 2019 г. 3) Н.М.Арсентьев, Данилов А.А., Курукин И. В. и др. под ред. А.В. Торкунова. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2017 г. 4) Рабочая тетрадь по истории России, 9 класс, под ред. И.А. Артасова - М.: Издательство «Просвещение», 2017. Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система. Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля. 5