МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «РАССМОТРЕНО на заседании ШМО». «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР Протокол №1 Руководитель ШМО _______________ /Андреев С.В./ подпись ________________ /Гасанова Ф.А./ подпись «____» ______________ 2021 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ «Совхозная СОШ» ______________ /Магомедгаджиев М.Г./ подпись Приказ от «____» __________ 2021 г. № ____ от «_____» _________________ 2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование учебного предмета: История. (История Нового времени (1500-1700) и История России: (XVI- XVII века)). Класс 7 Рабочая программа рассчитана на 2 часа занятий в неделю (70 часов в год) и разработана для учебников: 1) Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.. «Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ М.: «Просвещение», 2017 и 2019 г. 2) Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред. А.В. Торкунова. История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г. Срок реализации рабочей программы - 2021 -2022 учебный год. Учитель: Андреев Сергей Владимирович АННОТАЦИЯ Статус документа Рабочая программа разработана на основе: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.); - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2013г., (Интернет-ресурс http://минобрнауки.рф); - Концепции нового УМК по Отечественной истории от 19 мая 2014 года (линия издательства «Просвещение» 6-10 классы под ред. А.В. Торкунова), (Интернетресурс http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii.html); - Историко-культурного стандарта (Интернет-ресурс http://минобрнауки.рф/documents/3483); - Примерной программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2015. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), (Интернет- ресурс http://edu.crowdexpert.ru/results-ooo); - Рабочей программы и тематического планирования курса «История России» 6-9 классы, под ред. А.А. Данилова – М.: Издательство «Просвещение», 2016; - Рабочей программы Всеобщая история 5-9 классы (предметная линия учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы) М: Просвещение 2011; - Авторской программы курса всеобщей истории О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. - М.: Просвещение, 2014 г; - Авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы). - Приказа Минопросвещения России от 08.05.2019 г №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 г №345»; Письма: - письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»; - Положения о рабочей программе учителя МКОУ «Совхозная СОШ»; ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по истории класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и с использованием примерной программы основного общего образования по истории. В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных для 6 учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Предмет «История» в 7-ом классе включает два курса: «История Нового времени» и «Истории России (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории средних веков и истории России. Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), включая часы на промежуточный и итоговый контроль и резервные часы на практические работы. Тематическое планирование рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории. Срок реализации программы – 1 год. Общая характеристика учебного предмета Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии: 1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов. 2.Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. 3.Историческое движение: - эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; - формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др., - образование и развитие государств, их исторические формы и типы; - история познания человеком окружающего мира и себя в мире; - развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями. Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Курсы «История России» и «Всеобщая история» рекомендуется ежегодно изучать последовательно: сначала Всеобщая история, а затем отечественная история. Некоторые темы могут изучаться синхронно. Цели и задачи изучения курса «История» Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Задачи изучения истории в основной школе: - формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; - овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; - воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе; - развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; - формирование у школников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе; - формирование у учащихся целостного представления об историческом пути развития России и мира в эпоху Нового времени, и о судьбах населяющих народов России, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории; - объединение различных фактов и понятий истории Нового времени в целостную картину развития России и человечества в целом. Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учётом особенностей эволюции средневековой личности. Формы организации учебного процесса Реализация данной программы позволяет использовать следующие технологии: дифференцированного обучения, опорных сигналов и конспектов полного усвоения, а также различные формы и методы работы: индивидуальные, групповые, парные, игровые, творческие через классно-урочную систему организации учебного процесса. Кроме того можно начать обучение проектной технологии в виде мини-проектов. Основные виды контроля знаний: тестовые работы, устные ответы учащихся, письменные самостоятельные работы, работа в группах, анализ исторического источника, характеристика исторической личности, защита мини-проектов. I. Урочные традиционные (контрольные работы; исторический диктант по карточкам, тесты, зачёты). II. Урочные нетрадиционные (круглый стол, игры, кроссворды, ребусы, эссе, викторины). III. Внеурочные (конкурсные проекты, защита рефератов). Контрольные работы по курсу не предусмотрены. Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля. Рабочая программа для 7 класса ориентирована на использование следующих УМК: 1. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс: учебник общеобразовательных организаций/ А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – М.: «Просвещение», 2017, 2019 г. 2. Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru. 3. А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П. А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая тетрадь. 7 класс. 4. П. А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Проверочные и контрольные работы. 7 класс. 5. А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, Т. В. Коваль. Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные разработки. 7 класс. 6. Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред. А.В.Торкунова. История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016. 7. Данилов А.А., Лукунин А.В. , Артасов И.А. Рабочая тетрадь. 7 класс. М.: «Просвещение», 2016. 8. Журавлева О.Н. Поурочные рекомендации. История России. 7 класс. М.:. «Просвещение», 2016. Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система. Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля. Учебный курс рассчитан на 70 часов /2 часа в неделю/: Всеобщая история – 28 часов, История России – 42 часа.