МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «РАССМОТРЕНО на заседании ШМО». «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР Протокол №1 Руководитель ШМО _______________ /Андреев С.В./ подпись ________________ /Гасанова Ф.А./ подпись «____» ____________ 2021 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ «Совхозная СОШ» ______________ /Магомедгаджиев М.Г./ подпись Приказ от «____» __________ 2021 г. № ____ от «_____» _______________2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование учебного предмета: История. (История средних веков и История России: (с древности до концаXVвека)). Класс 6 Рабочая программа рассчитана на 2 часа занятий в неделю (70 часов в год) и разработана для учебников: 1) Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков.6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ М.: «Просвещение», 2014 г. 2) Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред. А.В. Торкунова. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г. Срок реализации рабочей программы - 2021 -2022 учебный год. Учитель: Андреев Сергей Владимирович АННОТАЦИЯ Статус документа Рабочая программа разработана на основе: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.); - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2013г., (Интернет-ресурс http://минобрнауки.рф); - Концепции нового УМК по Отечественной истории от 19 мая 2014 года (линия издательства «Просвещение» 6-10 классы под ред. А.В. Торкунова), (Интернетресурс http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii.html); - Историко-культурного стандарта (Интернет-ресурс http://минобрнауки.рф/documents/3483); - Примерной программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2015. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), (Интернет- ресурс http://edu.crowdexpert.ru/results-ooo); - Рабочей программы и тематического планирования курса «История России» 6-9 классы, под ред. А.А. Данилова – М.: Издательство «Просвещение», 2016; - Рабочей программы Всеобщая история 5-9 классы (предметная линия учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы) М: Просвещение 2011; Письма: - письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»; - Положения о рабочей программе учителя МКОУ «Совхозная СОШ»; ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по истории класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и с использованием примерной программы основного общего образования по истории. В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных для 6 учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Предмет «История» в 6–ом классе включает два курса: «История Средних веков» и «Истории России (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории средних веков и истории России. Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), включая часы на промежуточный и итоговый контроль и резервные часы на практические работы. Тематическое планирование рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории. Срок реализации программы – 1 год. Общая характеристика учебного предмета Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии: 1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов. 2.Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. 3.Историческое движение: - эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; - формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др., - образование и развитие государств, их исторические формы и типы; - история познания человеком окружающего мира и себя в мире; - развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями. Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Курсы «История России» и «Всеобщая история» рекомендуется ежегодно изучать последовательно: сначала Всеобщая история, а затем отечественная история. Некоторые темы могут изучаться синхронно. Изучая историю в шестом классе, учащиеся впервые получают представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями и крупными деятелями отечественной и мировой истории. Цель изучения курса «История» Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Задачи изучения истории в основной школе: - формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; - формирование у учащихся целостного представления об историческом пути развития России и мира в эпоху Средневековья, и о судьбах населяющих народов России, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; - воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе; - развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; - формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе; - объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом. Задачи изучения курса «История России» в 6 классе: - формирование первичных ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России; - овладение учащимися основными знаниями по истории России с древнейших времён до XVI в., понимание ими места и роли Древней, Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества; - воспитание учащихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков; - развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в летописях), правовых документах, публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси. - реализация основных положений нового Историко-культурного стандарта; - привить познавательный интерес к предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, практические работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний; - развитие умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий; давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям; умения полемизировать и отстаивать свои взгляды; умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные; работать с исторической картой; Задачи изучения курса «История Средних веков» в 6 классе: - формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран; - овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов); - овладение учащимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V—XV веках в их социальном, экономическом, политическом и духовнонравственном контекстах, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества; - воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки; - развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса; - формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми. - создание условий для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников: - развитие слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика. Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учётом особенностей эволюции средневековой личности. Формы организации учебного процесса Реализация данной программы позволяет использовать следующие технологии: дифференцированного обучения, опорных сигналов и конспектов полного усвоения, а также различные формы и методы работы: индивидуальные, групповые, парные, игровые, творческие через классно-урочную систему организации учебного процесса. Кроме того можно начать обучение проектной технологии в виде мини-проектов. Основные виды контроля знаний: тестовые работы, устные ответы учащихся, письменные самостоятельные работы, работа в группах, анализ исторического источника, характеристика исторической личности, защита мини-проектов. Контрольные работы по курсу не предусмотрены. Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля. Рабочая программа для 6 класса ориентирована на использование следующих УМК: 1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков.6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ М.: «Просвещение», 2016. 2. Чернова М.Н. Рабочая тетрадь по истории Средних веков: 6 класс. ФГОС (к новому учебнику)-М.: Издательство «Экзамен», 2015. 3. Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред. А.В. Торкунова. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016. 4. Рабочая тетрадь по истории России, 6 класс, под ред. И.А. Артасова - М.: Издательство «Просвещение», 2016. Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система. Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля. Учебный курс рассчитан на 70 часов /2 часа в неделю/.